papageno

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » papageno » Разговоры об опере » Давайте поговорим про русскую оперу!


Давайте поговорим про русскую оперу!

Сообщений 31 страница 60 из 76

31

Рейзена послушать - всегда дело полезное! Да и Нэлеппа тоже.

0

32

Рейзен - это да! Супер! Владение голосом просто идеальное. А вот Нелеппа. Честно говоря не очень люблю. Молодого ещё могу послушать - голос свежий. А поздний - какая-то неприятная тремоляция, рычание. Не люблю.

0

33

Какой поздний? Он в расцвете сил умер! А про Рейзена можно вот здесь проголосовать...

0

34

Ранний, поздний я имею в виду не только временные рамки, а больше его голосовое состояние. Скажем эта запись 1950 года сцены мельника и князя - тут у Нелеппа голос молодой, свежий. А вот скажем "Руслан" 1953 года, голос Нелеппа уже с какой-то неприятной тремоляцией, рычит.

0

35

А можно немного погудеть в противоположную степь?
Есть некоторая провинциальность у многих русских опер, которая заметна не только в уровне мастерства композиции, инструментовки, но и в ненавязчивом воровстве чужих открытий и приемов (Николай Андреич просто этим баловался: драл у Вагнера мелодии, оркестровку и проч., не краснея! хотя сам был одареннейшим композитором).
Меня всегда не оставялет ощущение избыточности  в композиции. Самый доступный пример - Руслан. Ведь красиво, умно, элегантно, мастерски написано - но русская привычка "расстекаться мыслию по древу", писать "Полотна", хватаясь за хвост одной мысли, следовать к другой, не закончив предыдущую - вот они "русские расстояния". Думаю, что все же есть некое типично русское времяощущение (его хорошо слышно в опере) и оно неспешное, просторное. Самое европейское время - наверное, в Пиковой  Чайковского. Вот она  сделана, как единая симфония!, по-бетховенски безжалостно выброшены все излишнее и фрагментарно увеличивающее, ради целеустремленного - пружинного - движения вперед.
Ну, написал Корсаков Кащея покороче, но ведь инструктивность этой оперы лезет изо всех щелей - невозможно отвертеться от впечатления задачи  по гармонии. Иногда он был педагог, даже в своих операх. И в Петушке - это тоже есть - инструктивная гармония, инструментовка, слышно, как он рассудочно сочинял, вдохновения нет... подлинного чувства, эмоциональности, которая выражена непосредственно и ради нее и только нее были бы  выбраны технические средства.

Второе. Меня всегда немного смущала дидактичность, назидательность и даже идеологичность русской оперы. Все-таки от идейности Жизни за царя нельзя отмахнуться. Потом, конечно, царепоклонства стало меньше, но осталась нравоучительность, подавляющая гуманизм,  непосредственное спонтанное  - Лирическое - сочувствие героям. У нас вообще в культуре, и в оперных сюжетах в т.ч., есть хорошие и плохие герои, которые в конце или побеждены или раскаиваются, а хорошие только расцветают больше. Рефлексирующих, неоднозначных фигур, сочетающих в себе и плохое и хорошее - и от этого по-настоящему живых! -  объемных реальных характеров в русской опере много меньше, чем в европейской. Оттого герои, подобные Герману или Борису, так исключительны и так признаны в мире.
В русской опере не оставляет ощущение "иконописи": человек как воплощение идеального типа (плохого или хорошего)  или  внешней идеи. Как правило, есть некая жертва - она же святая, обычно женский персонаж, иногда лишенная каких-либо вообще недостатков. Есть ли в этом желание идеализировать женщину и вместе с этим предъявлять к ней ИДЕАЛЬНЫЕ (sic!) требования, ожидать от нее идеальных поступков, чувств и т.п.? Возможно, я утрирую ситуацию.
Короче, в русской опере мне мало живого человека, что я с лихвой компенсирую в европейской опере.
В общем, в русской опере много сказок, которые, правда, благополучно трансформировались в блестящие байки Стравинского!
Все вышеизложенное ни в коей мере не уменьшает значительности и красоты русской оперы, так  - немного об индивидуальности ея...

Отредактировано anna pesaroff (2005-05-15 15:43:23)

0

36

Анна!
Вы так пишете, что всё во мне возмущается. Аргументация у Вас хромает.
Во-первых, упрёк в "провинциальности" русской оперы: такая шикарная мастерская инструментовка, как в "Руслане", до этого в европейской опере просто не встречается. Такая же изобретательная - да ("Вольный стрелок" Вебера), но такая роскошная - нигде. При всей своей "провинциальности", русская опера и музыка (и не только Борис и Пиковая дама, но и оперы и симфонические произведения Римского-Корсакова) оказали влияние и на европейскую - в частности, французскую, в меньшей степени - итальянскую (Респиги).
Вы пишете, что "Николай Андреич", "не краснея", "драл" у Вагнера "мелодии, оркестровку и проч.". Во-первых, кто тогда у кого не драл (тот же Вагнер, например, у Мейербера, наравне с Верди), а, во-вторых, будьте добры привести конкретные примеры, где и откуда он какие приёмы и какие мелодии "и проч." содрал.
Уж если Вы пишете о "избыточности" в композиции Руслана (полагаю, в качестве примера), то не мешало бы заметить её и у обоих Рихардов и симфонических композиторов, и у Мейербера, и у Берлиоза, а в отдельных операх - у Верди. Времяощущение не только у русских композиторов было своеобразным: оно такое же и у вышеназванных композиторов, за исключением Верди, и у Беллини, и у Дебюсси, в меньшей степени у Россини. Третье действие Майстерзингеров по чисто музыкальной длине спокойно покрывает "Богему" или "Манон Леско" Пуччини. Кроме того, в русской опере и у Рубинштейна, и у Чайковского, и у Римского-Корсакова, и у Рахманинова, и у Прокофьева, и у Шостаковича хватает примеров сжатости. У первого - "Демон", у второго - Онегин, "Мазепа", "Пиковая дама" и "Иоланта", у третьего - оперы по Гоголю ("Майская ночь" и "Ночь перед Рождеством"), Пушкину ("Моцарт и Сальери", "Сказка о царе Салтане" и "Золотой петушок"), Мею ("Псковитянка", "Боярыня Вера Шелога", "Царская невеста"), а так же "Кащей Бессмертный", четвёртый кроме одноактных опер других не писал, у пятого - все "взрослые оперы, кроме "Войны и мира", шестой в опере тоже высказывался весьма и весьма сжато.
Примеры дидактичности, назидательности и даже идеологичности в западной опере - "главные" немцы: Моцарт ("Дон Джованни", "Так поступают все женщины", "Волшебная флейта"), Бетховен с "Фиделио", Вагнер с "Нюрнбергскими майстерзингерами", "Парсифалем" и "Кольцом нибелунга", Штраус с "Женщиной без тени". Именно за счёт дидактичности (дотошности) и набирается длина в большинстве опер Вагнера
Жертвенность женщины - центральная идея европейской романтической оперы: таковы, например, Анна Болейн у Доницетти, Джильда, Виолетта, Леонора из "Трубадура", Елизавета, Аида и Дездемона у Верди, Баттерфлай и Лю у Пуччини, Шарлотта у Массне, кармелитки у Пуленка, Леонора в "Фиделио", Сента в "Летучем голландце", Елизавета в "Тангейзере",  Маршальша в "Кавалере розы" и Императрица в "Женщине без тени", наконец!
Отсутствие "живого" человека в какой-то мере характерно для русской оперы, но для русской культуры в целом - ни в коем случае. Примеров я привожу, это Вы можете сделать сама.

0

37

Ангел!
Жаль, что я вызвала бурю возмущения, но спасибо за такой подробный ответ.
Но остаюсь при своем - совершенно субъективном - мнении. Перечисленные мною черты не являются исключительными  ни в европейской, ни в русской опере (о симфонической музыке я намеренно речь не заводила, и ЕЕ провинциальной не называла, пожалуйста, поймите меня правильно).
Речь шла о том, какие черты становились преобладающими, типичными в лучших, центральных образцах русской оперы. Ваше перчисление замечательно, но оно хромает также, как и моя аргументация. Да, Мейстерзингеры - пятичасовое представление, но разве оно "по времени" организовано так же, как и пятичасовой Руслан!?
Вот мы и пришли к первому серьезному вопросу - что есть музыкальное время? и музыкальный континуум.
Мысль моя была о том, что музыкальное время, течение времени в русском музыкальном мышлении было в значительной степени взращено внутри 3-хчасовой неспешной литургии с многочисленными повторами, хоровыми эпизодами, что и было проявлено открыто в одной из главных русских опер - Китеже.
Жертвенность женщины в моих словах была намеренно объединена с ее иконописностью, идеализацией (!). и с идеальными требованиями к этой женщине. Европейские женщины были много чувственее, страстно влюблены, и уже от того лишены идеальности.
Ну и т.д.
И все равно, спасибо за ответ. Получился разговор!
002

Отредактировано anna pesaroff (2005-05-15 19:03:14)

0

38

Ангел молодец. Ку в квадрате.

0

39

такая шикарная мастерская инструментовка, как в "Руслане", до этого в европейской опере просто не встречается. Такая же изобретательная - да ("Вольный стрелок" Вебера), но такая роскошная - нигде.

Вот Шакловитый пишет "Молодец!"
А что молодец?
Вы уверены про оркестр (Бетховен уже написал все свои 9 симфоний, Моцарт, Гендель - все оперы, Гайдн - все симфонии)... я как-то не догоняю. Или у нас - разные представления об инструментовке, что, впрочем, не умаляет красоты руслановой оркестровки - да, красиво, да, с выдумкой и изяществом. Только не забудьте, что многооктавная дублировка в марше Черномора - это европейское (бетховенское) ноу-хау.
А вольного стрелка и Вебера Глинка не переваривал.... да-с, не любил. Руслан и Жизнь - это оперы, написанные строго по европейскому - (в т.ч. итальянскому, беллиниевскому) образцу. А зачем Глинка ездил в Европу? Но образец,  раздутый на отечественный манер. Чуть побольше пафоса...
Ну, а про назидательность Дон-Жуана, аморального героя которого  в другом потоке так восхваляют   за радость жизни, которую он подарил людям, я промолчу. 004

Про " передирание" - ВАша правда, многие драли. Тень Парсифаля реет над Китежем, а тень Валькирий осенила  выход  Морских дев у Ильмень-озера. Ну и ладно. Будем слушать вместе, будем слышать по-разному.! ;)

Отредактировано anna pesaroff (2005-05-15 21:13:36)

0

40

Вы уверены про оркестр (Бетховен уже написал все свои 9 симфоний, Моцарт, Гендель - все оперы, Гайдн - все симфонии)...

Мы говорим только об опере, а назвать генделевские оперы шикарными в плане оркестровки... Ну не знаю...

0

41

Вы уверены про оркестр (Бетховен уже написал все свои 9 симфоний, Моцарт, Гендель - все оперы, Гайдн - все симфонии)...

Мы говорим только об опере, а назвать генделевские оперы шикарными в плане оркестровки... Ну не знаю...

Вы полагаете,  Глинка - русский Берлиоз в опере?

Я не ругаю русскую оперу. Напротив! В попытке назвать вещи своими именами, я яснее вижу все те колоссальные шаги, которые сделала русская опера за кратчайший период. Премьера Жизни состоялась в 1836 г., а Руслан вышел в 1842. В 1917 у нас уже началась другая музыка. За 50-60 лет мы сумели дотянуться и в чем-то стать равными, убедительно  самобытными, оригинальными. Это удивительнейший факт! Но сравнивать европейскую оперу и русскую, говорить о них на равных (подобно Ангелу) мне кажется некорректным, потому что это преувеличивает общий имидж русской оперы и одновременно преуменьшает ее реальные успехи!
По-прежнему, убеждена, что "особый русский путь"  был осознаваем. Композиторы намеренно трудились над воплощением особого русского менталитета в опере (что делали и  в других национальных школах).

0

42

Композиторы намеренно трудились над воплощением особого русского менталитета в опере (что делали и  в других национальных школах).

Я считаю, что Глинковские оркестровки очень хороши.
Композиторы действительно трудились, причем не так уж и плохо. И национальная школа создавалась сразу начиная с "Сусанина", а не позже, как вы говорите.

0

43

Я вот тоже совершенно согласна с Анной Пезарофф. Браво!
Самобытным и неповторимым среди русских оперных композиторов считаю Чайковского. Да и то, если хорошо покопаться можно и Дворжака с Брамсом отыскать (в плане оркестровки - что скорее дань тому времени и стилю), и Бизе с Масснэ. Что нисколько не умаляет гения Петра Ильича - слышно, что это именно русско-европейская опера, а не славянско-великодержавная, под влиянием невесть какого количества композиторов. :rolleyes:
Таково моё мнение.

0

44

Как говорится на одном из форумов,
С интересом ознакомился с Вашим мнением.

0

45

Ой, хватит поминать этот форум уже... Стараюсь их забыть, чего и вам желаю. 009

0

46

Я не все русские оперы считаю гениальными, но - большинство из мне известных.
В случае с Глинкой - интересно, где же он большинство идей для инструментовки понабирал? Уж не от Беллини ли? Скажите мне, пожалуйста, где в европейской опере использовалось фортепиано как оркестровый инструмент, вне речитативов (как у Россини)? А хор, изображающий голову (какой акустический эффект!)? А гармонический язык (в увертюре к Руслану у меня до сих пор от глинкинских модуляций голова кругом идёт)? Не от Бетховена ли?
В конструкции Руслана мне бросается в глаза обилие оркестровых кусков, прежде всего, прелюдии к каждому действию, плюс балет. Это вполне оригинально, и я не могу сообразить, откуда Глинка содрал эту форму. При всей "размазанности", опера гениальна. И в Руслане, и в Жизни за царя русскость материала заслоняет европейские образцы.
Даргомыжский - вот кого не люблю (конкретно "Русалку", "Каменного гостя ещё не слышал), чисто по музыкальным причинам. Добротно, но неинтересно, за исключением "фантастических" эпизодов.
Мусоргский - совершенно оригинальный образец, на нём ооооочень много зиждется.
Римский-Корсаков: к сожалению, в современной России наблюдается зацикленность на "Царской невесте" (везде) и "Золотом петушке" (в обеих столицах). Я слышал тринадцать опер из пятнадцати (кроме "Пана-воеводы" и "Сервилии") и считаю, что как минимум 10 из этих опер - шедевры, и с музыкальной, и с театральной точки зрения, может быть, за исключением "Псковитянки", "Млады" и "Сказки о царе Салтане". Самостоятельности тут вполне хватает.
Кстати, толковых примеров сдирания мелодий и приёмов оркестровки Римским у Вагнера я от Вас так и не дождался.
Бородин - вот кого мы не упоминали вообще. Оригинальности на всю Европу, и при всей монументальности формы, скуки лично у меня не вызывает.
Основных кучкистов отработали.
Сова, скажите, насколько Ваше высказывание об оригинальности (!) русско-европейской (?) оперы Чайковского на фоне влияния невесть какого количества композиторов (каких?) на славянско-великодержавность остальных русских опер выдерживает проверку на внутреннюю логику. В чём остальные композиторы неоригинальны и повторимы, мне хотелось бы знать. О схожести музыки Чайковского и Массне ходят легенды, и неизвестно, кто у кого сдирал, или они самостоятельно так похоже друг на друга сочиняли. То же самое и в сравнении Чайковского с Дворжаком.

Об операх послечайковско-кучкистского поколения - потом, как и о европейской.

0

47

Ну все. Пошел в свою оперу. Прощайте, люди добрыне. Умру, но царя спасу!

0

48

Сова, скажите, насколько Ваше высказывание об оригинальности (!) русско-европейской (?) оперы Чайковского на фоне влияния невесть какого количества композиторов (каких?) на славянско-великодержавность остальных русских опер выдерживает проверку на внутреннюю логику.

А вы что, считаете Чайковского неоригинальным? 008
О персонах, влиявших на Чайковского, я писала выше. Вообще, по-моему, взаимовлияние композиторов - явление совершенно естественное, и я не понимаю, почему его надо заведомо принимать "в штыки". Конструкторы, скажем, современных авто или велосипедов не с изобретения колеса начинали, смею вас уверить. 001

Римский-Корсаков: к сожалению, в современной России наблюдается зацикленность на "Царской невесте" (везде) и "Золотом петушке" (в обеих столицах).

Почему "к сожалению"? Это самые значительные и талантливые его произведения. Хотя страшно не люблю я всякие поделки "а-ля рюс" типа "инда взопрели озимые, понюхал старик Ромуалдыч свою портянку, и аж заколдобился", и т.д.
Подчёркиваю: я их не люблю, а в вопросах любви и ненависти разговор о

проверке на внутреннюю логику

кажется, как минимум, странным. 008

0

49

Я считаю Чайковского вполне оригинальным композитором.
Просто на фоне аттрибутов "русско-европейский" применительно к опере Чайковского и "славянско-великодержавный" к опере кучкистов аттрибут "оригинальный" выглядит весьма странно, тем более, что Вы, как я понял, считаете кучкистов, находящихся "под влиянием невесть какого количества композиторов", уж если не эпигонами (чьими?), то менее оригинальными.
Насчёт влияния - я это слово не люблю, потому что, если разобрать все влияния, то своего у очень многих композиторов ничего не останется. Я предпочитаю выражение "идейная" или "духовная близость". Тогда отпадает фактор времени (первоначальности), и не надо выяснять, Чайковский оказал влияние на Массне или наоборот, то же самое с Дворжаком и Брамсом. Вполне возможно, что общие стилистические черты у этих авторов проявляются не потому, что они были так хорошо знакомы с музыкой друг друга, а потому, что на них повлияли (опять это слово :angry: ) знакомство с музыкой более ранних композиторов, общий склад характера и мышления, культуры, происшествия.

Почему "к сожалению"?
Да потому что зацикленность на этих двух операх приводит к забвению других шедевров Римского-Корсакова. Я, например, был просто поражён гениальностью "Майской ночи" и "Ночи перед Рождеством", а Ведерников, которому в репертуаре якобы не хватало комической оперы (как будто в Большом не идёт "Любовь к трём апельсинам") ставит "Фальстафа", который, во-первых, уже идёт в Геликоне, а, во-вторых, содержит элемент не только комический, но и в большой мере философский.
Кроме того, есть ещё и "Снегурочка", и "Садко", и Китеж (при всех своих длиннотах), а среди малых опер меня ошеломила "Боярыня Вера Шелога": создать такой интерес при минимуме сценического действия - это надо уметь. Кстати, она в некоторой степени близка Чайковскому.
"Моцарт и Сальери", на мой взгляд, тоже очень интересная вещь - по сути, это единственная опера Римского, в которой он покидает "славянскую культуру" и музыкальную речь и при этом создаёт произведение, полное настоящих человеческих эмоций.
В близких по времени "Золотом петушке" и "Кащее Бессмертном" мне (при первом и до сих пор единственном прослушивании) не хватает живого начала, они для меня слишком техничны. Тут я с Анной согласен. В то же время, отрицать мастерство композитора и идеальное соответствие замысла и средств воплощения в этих операх мне не придёт в голову.

0

50

А что такое Швидка вiдповiдь?

быстрый ответ!

ммм. заметил, что Нати уже ответила.... Ещё тогда!

Отредактировано Владимир (2007-02-26 00:02:48)

0

51

Какая хорошая тема!!
У меня вопрос- кто-нибудь мог бы оказать мне любезность и дать ссылку на арию Оксаны из оперы Чайковского "Черевички"?
Или нотный материал, хотя бы!!
Срочно!!
Огромное спасибо!! 002  002  002

0

52

А вся опера не годится?

TCHAIKOVSKY
Cherevichki

Oksana ...... Ekatarina Morosova
Vakula ...... Valeri Popov
Bes ...... Albert Schagidullin
Solocha ...... Ludmila Semciuk
Cub ...... Vladimir Ognovenko
Panas ...... Valentin Prolat
Chorus and Orchestra of Teatro Lirico di Cagliari
Gennadi Rozhdestvensky (conductor)

Recorded from a BBC Radio3 broadcast on 11 february 2007.

This performance has been uploaded previously from an internet
source (message #20023 ) but this digital satellite broadcast has a
cleaner, more open, sound without internet artifacts.

Stereo
MP3 (160Kbps digital satellite)
One file per act:

http://rapidshare.com/files/16010534/Ch … 1.zip.html

http://rapidshare.com/files/16013123/Ch … 2.zip.html

http://rapidshare.com/files/16016727/Ch … 3.zip.html

Отредактировано Роман (2007-02-26 01:05:45)

0

53

Роман!!
Вот это да!!! 008  008  008
СПАСИБО!!
Приступаю к ознакомлению 018  018  011

0

54

Какая хорошая тема!!
У меня вопрос- кто-нибудь мог бы оказать мне любезность и дать ссылку на арию Оксаны из оперы Чайковского "Черевички"?
Или нотный материал, хотя бы!!
Срочно!!
Огромное спасибо!! 002  002  002

Анита, насколько срочно?
Могу отсканировать и выложить на рапидшар ноты арии, но не сейчас , а как только выздоровею...

0

55

Не за что! Рад помочь!
ЗЫ: Надеюсь, в "Фальстафе" у Вас был триумф? 018  019

0

56

Какая хорошая тема!!
У меня вопрос- кто-нибудь мог бы оказать мне любезность и дать ссылку на арию Оксаны из оперы Чайковского "Черевички"?
Или нотный материал, хотя бы!!
Срочно!!
Огромное спасибо!! 002  002  002

Анита, насколько срочно?
Могу отсканировать и выложить на рапидшар ноты арии, но не сейчас , а как только выздоровею...

Ой... Ангелочек.. ты болен?
Выздоравливай!! 002  002
А как будешь здоров, буду ждать... 029

0

57

Задачу понял! 001

0

58

Не за что! Рад помочь!
ЗЫ: Надеюсь, в "Фальстафе" у Вас был триумф? 018  019

Был очень горячий приём у публики,
Пертузи пел гениально!!! 002  002  002

0

59

Пертузи вообще гениален и колоратурен, хотя Фальстаф - все же немного не его репертуар... 004

0

60

Пертузи вообще гениален и колоратурен, хотя Фальстаф - все же немного не его репертуар... 004

А за такие шутки в зубах бывают сами знаете что ...007  029
Если это не его, я тогда уж не знаю, чьё!!
А хотя, лучше один раз увидеть и услышать.. :lol:

0


Вы здесь » papageno » Разговоры об опере » Давайте поговорим про русскую оперу!