Переслушала «Джоконду» Тьери. В общем, на мой взгляд – лучшая запись "Джоконды".
Джоконда Черкуэтти: слушаешь и понимаешь, почему Барнаба мог в нее влюбиться. С одной стороны – очень сильная женщина, которой удается неплохо выживать в клоаке, именуемой Серениссима, с другой стороны – очень красивая, наверное, красотой нетипичной для своего круга (восхитительный, аристократичный вокал). Цельный человек, пользующийся популярностью не только среди Барнабы. Далее, Барнаба. Вот если Барнаба Сильвери и Уоррена, допустим, – злодей волею обстоятельств, где-то даже мелочный, зато полностью погруженный в свою страсть и по правде Джоконду любящий, то Барнаба Басти – это «_Я_ хочу и _Я_ получу любой ценой». Захотел Джоконду - и думать и кусать подушку не стал. Все, что он делает - делает без тени сомнения, причем параллельно работе, точнее, одно от другого не отделяет. Такое ощущение, что любовь – любовью, но пока не мешает вот этой самой работе, которая – настоящее призвание, про которую можно сочинять отдельную оперу, но она должна будет быть не менее чем из 6 актов, а либреттист для нее еще не родился. В любви использует те же методы, что и на трудовом поприще, вообще очень целеустремленный товарищ и очень мощный. По сути похож на Яго. С самого начала понятно, что вся эта история началась не сегодня, а продолжается уже некоторое время: замечательно спет конец третьей сцены первого акта, в котором Джоконда посылает Барнабу подальше, нажимая на то, что в прошлый раз она ему уже сказала, чтобы отваливал. Обычно сопранам не удается так хорошо обратить внимание на это обстоятельство, создать практически флэшбэк, который слушатель додумает. Про Альвизе ничего особенного не скажу. Поет Модести, поет очень хорошо, но Альвизе сам по себе персонаж несколько заднеплановый, вывести его на авансцену может только потрясающий вокал. У Модести он очень хороший, но не потрясает. Возможно, из-за качества записи, возможно, до меня просто не дошло. Но бас хороший. Типичный такой Альвизе: жену отравили, пора на танцы. Мама – как все мамы, то есть, не ровесница Джоконде. Я все хочу Домингес послушать (но она в записи тоже в возрасте мамы), а из тех, кого слышала – самая красивая Хэршоу, которая ослепленная бывшая красавица. А в слушанной записи – Слепая правильная. То есть, с резковатым голосом, еще немного – и начнет качаться от тяжести трудно прожитых лет. Лаура у нас там Стиньяни. Эбе – это такая тетка, которая пела очень красиво, кроме колоратур, которые она вообще не пела, но текст пела непонятно, особенно после сорока пяти: если ей какая-то согласная была неудобна, она ее просто игнорировала. К тому же годков там ей – многовато. Но голос очень красивый, вокал красивый, не простоватый, как бывает, ну и драматизму много. Поэтому Лаура она очень убедительная, правда, какая-то иностранка: местами непонятно, чего она хочет сказать, и как ее Джоконда понимает. Наконец, главный герой и тенор. Надо сказать, что главный герой – если и не подлец, то эгоист страшенный. Т.е., он вначале клянется Джоконде, а потом ничтоже сумняшеся уходит к Лауре, даже не считая нужным объяснить, почему. При этом самопожертвование Джоконды воспринимается не только как само собой разумеющееся, но и как должное. Надо ли говорить, что выбор Джанни Поджи на эту роль – выстрел в десятку. Во всех революционных сценах он пламенно возмущается и призывает народ к разрушительным действиях, противостоит врагу, даже если этот враг – его бывшая невеста. Очень легко переходит от «гиена» к «фанчулла санта» -.как и полагается Энцо, который ничего, кроме своих интересов не признает. Именно такой Энцо мог совершенно беспринципно получать подачку из рук Барнабы. Проклинает, но не отказывается. При этом считает себя правым и благородным аристократом. А Барнаба – типа так, плебей на наемной службе.
Заканчивается опера по либретто, Барнаба поет финал, разве что не плюет, примерно так: «Вот, гадина, переиграла, не успел сказать, что мать твою я утопил!».
В общем, такая история: состязание двух сильных людей, один из которых – гад ползучий, но, сам того не желая, помог второму (второй) свести счеты с жизнью. Если бы Джоконда осталась в живых, то непонятно, что бы она делала. Такие любят один раз и ради любви готовы на всё. После отъезда Лауры и Энцо и смерти матери жизнь для нее потеряла смысл.
Несколько царапнул пару раз темповый разъезд кого-то из солистов с оркестром (как мне показалось, по вине оркестра), где не помню – я такие вещи очень быстро забываю, еще и потому, что не очень в них разбираюсь.
Отредактировано Naty (2007-04-09 00:01:28)