Очень странный голосина...
вот как раз голосиной ее обозвать трудно... свидетели слышавшие ее живьем, причем вблизи (телевизионные звукорежиссеры во время ее гастролей в Москве в начале 60-х) рассказывали мне, что ее без микрофона едва слышно было... так что об оперном голосе вообще речи не было...
так что с одной стороны, если рассматривать только диапазон, то это было чудо природы - диапазон в 4 октавы все таки очень большая редкость, хотя встречались и бОльшие, но с другой - для профессиональной работы на оперной сцене она была непригодна. Кстати и пела она в основном экзотический, специально для нее написанный репертуар, я лично ничего не слышал, чтобы она вообще иного репертуара касалась...
Строго говоря, все эти феноменальные диапазоны у неоперных певцов, тем более в микрофон, вообще нельзя рассматривать с той же точки зрения, что и диапазоны нормальных певцов.
Как правило у певцов даже вполне обыкновенных связки смыкаются на значительно большем диапазоне, чем они выносят на сцену - в академическом пении надо не только взять ту или иную ноту, но гораздо важнее взять ее в определенном тембре и с целым набором иных акустических характеристик, соответствующих норме академического или оперного пения. Я уже не говорю о том, насколько расширяет диапазон мужского голоса фальцет. Многие женские голоса идут вниз практически безпредельно, особенно в сравнении с переллельными мужскими голосами, например, у двух моих учительниц, совершенно невыдающихся певиц хорошо смыкалось у одной на ре малой октавы (лирико-колоратурное сопрано), а у другой на си-бемоль большой (Высокое меццо)... поэтому те низы, которые демонстрирует Има Сумак уткнувшись в микрофон в конечном итоге хорошо развитые, но совсем не такие уж фантастические... Во всяком случае Ляшино соль малой в "Линде" произвело на меня гораздо большее впечатление...
Разговоры о феноменальных диапазонах у неоперных певцов не производят на меня большого впечатления, потому что в оперном или вообще академическом пении гораздо важнее не что спето, а как... говорят что диапазоном более 3 октав обладает, например, Лариса Долина... это не делает ее, однако, вокальным феноменом, достойным рассмотрения на оперном форуме...