проголосовал за "другое", потому что вопрос в общем-то некорректный... надо уточнять о какой опере идет речь... Даже первенство композитора не всегда признавалось... еще в 18 веке писали опера да Понте с музыкой Моцарта, и это хорошо, если это оказывался Моцарт, но если бы не было сотен оставшихся в забвении, то м.б. жанр бы и умер... это нам и сейчас интересен только Моцарт...
Да и если композитора вынести за скобки, то тоже в разные эпохи и в разных жанрах акценты смещались, то на певцов, то на дирижера, то на режиссера... Для эпохи Доницетти примат примадонны был абсолютно естественным, а вся первая половина 20 века прошла под абсолютным диктатом дирижера... сейчас командуют режиссеры... И это далеко не только игра по перетягиванию одеяла...
В конце концов, я убежден, что нас раздражают не столько режиссеры, сколько их бездарность...
Более того, мне очень импонирует мысль режиссера Н.Савинова, которую он выссказал в своей книге "Мир оперного спектакля"... Не помню, как там сформулировано, но он пишет, что в каждой конкретной опере ведущая роль дирижера или режиссера должна решаться исходя из особенностей данной оперы...
Я только добавлю, что для меня всегда были оперы, которые вообще можно брать в репертуар только исходя из наличия певца, чья индивидуальность оправдывает вообще обращение к этой опере... Так я, например, никогда не заинтересуюсь "Нормой", если саму норма поет просто дежурная сопрана театра... А мне известен вообще анекдотичный случай, когда театр искал сопрану на "Человеческий голос" Пуленка... 005 Как вообще руководству театра приходит в голову брать монооперу, если у них нет харизматичной исполнительницы... 012