Маленькая оговорка: "messa da requiem" Верди всё-таки литургическое сочинение, написанное на канонический текст, и исполнено впервые было именно в церкви. Дальнейшая судьба произведения есть творение потомков.
Реквием, реквием, реквием...
Сообщений 61 страница 78 из 78
Поделиться622007-04-28 00:11:49
кроме того, надо учесть, что музыкой Реквиемов не исчерпывается заупокойная служба, это все таки только музыкальная канва, набор определенных молитв, но далеко не все... Так же как после снятия запретов многие хоры стали записывать литургии Чайковского или Рахманинова, причем без возгласов священника или диакона... Особенно нелепо звучит многократно поторяемые ектеньи без собственно текста: "Господи помилуй!" ещу куда ни шло... а потом начинается "Тебе, Господи" и "Подай, Господи" и все теряет вообще какой бы-то ни было смысл..
Это особенно заметно именно в литургиях, тогда как "Всенощная" Рахманинова это все таки набор определенных номеров, эпизодов, молитв, которые скорее могут быть исполнены в концертах, в церкви это звучит совершенно по-иному
Поделиться632007-04-28 00:37:31
Маленькая оговорка: "messa da requiem" Верди всё-таки литургическое сочинение, написанное на канонический текст, и исполнено впервые было именно в церкви. Дальнейшая судьба произведения есть творение потомков.
Огненный! Разумеется, я не имела в виду, что все реквиемы после Моцарта стали писаться только для концертов и на НЕ канонические тексты.
Реквием Верди после исполнения в церкви Св.Марка 22 мая 1974 г. через короткое время трижды исполнили в помещении Ла Скала и очень скоро - уже в Париже, Лондоне, Берлине, Вене. Весной 1875 г. Верди в Париже сам дирижировал Реквиемом в восьми концертах подряд. Так что не только заслуга потомков в появлении этого Реквиема на концертной сцене.
Отредактировано Mare (2007-04-28 00:38:48)
Поделиться642007-04-28 00:43:32
То-то кто-то из немецких критиков писал, что это - новая опера Верди, только в церковном наряде. 018
Отредактировано Огненный ангел (2007-04-28 00:43:58)
Поделиться652007-04-28 01:30:33
Хорошо писал немецкий критик! 017
Поделиться662007-04-28 01:43:25
А мне так не кажется. 013
Как может быть оперой месса, написанная по определенным канонам и на канонический текст? Хоть на детской площадке ее исполни, хоть в зоопарке, она все равно останется заупокойной мессой. Кстати, Верди ее написал не просто так, по заказу театра..
Интересно, а будь Верди известен как сочинитель не оперной музыки, а духовной - его Реквием так же стал бы оперой в церковной одежде? 005
Поделиться672007-04-28 01:57:24
Кактус! Я думаю, что критик имел в виду, что Верди написал Реквием так же колоритно и тем же музыкальным языком, которым писал свои оперы.
Поделиться682007-04-28 01:58:59
ну Верди все таки не первый и не последний оперный композитор, отметившийся в церковном жанре... Духовная музыка Россини, Доницетти или Пуччини стилистически тоже очень близка их же операм... чего, правда, не могу сказать о Моцарте... наиболее "оперная" ария сопрано из c-mollной мессы "Et incarnatus"... в остальном же контраст с оперной стилистикой того же Моцарта очевиден...
Поделиться692007-04-28 01:59:17
Кантор кирхи, в чьей капелле я пропел несколько лет, как-то сказал, что самая драматичная часть мессы - "Dies irae" - более не соответствует канону католической церкви, так как в двадцатом веке эта часть была изъята из литургии. 004
Не знаю, распространяется ли это на духовные сочинения, созданные до этого распоряжения, но композиторы, желающие написать произведение, пригодное для исполнения в литургии католической церкви, по идее не должны больше использовать этот текст в своём сочинении.
Вот ещё вспомнил: "Немецкий реквием" Брамса впервые был исполнен именно в церкви - в протестантском соборе Святого Петра в Бремене. Это церковь очень красива, но акустика в ней мне не нравится - звук летит долго, слова разобрать трудно, кроме как на хорах, перед органом, где размещаются исполнители.
Кроме того, хочу заметить, что, даже несмотря на то, что некоторые произведения западноевропейской духовной музыки сегодня можно услышать и в концертном зале, большинство их исполняется сегодня (на Западе, во всяком случае), именно в церквях, пусть и не в рамках богослужений.
Поделиться702007-04-28 02:06:44
ну Верди все таки не первый и не последний оперный композитор, отметившийся в церковном жанре... Духовная музыка Россини, Доницетти или Пуччини стилистически тоже очень близка их же операм... чего, правда, не могу сказать о Моцарте... наиболее "оперная" ария сопрано из c-mollной мессы "Et incarnatus"... в остальном же контраст с оперной стилистикой того же Моцарта очевиден...
С духовной музыкой Доницетти я незнаком, с духовной музыкой Пуччини - почти не знаком (кроме как с "мессой ди глория" и теми её кусками, что вошли в "Манон Леско"), а вот духовная музыка Россини, хотя в ней и наблюдается определённый стилистический разброс, мне кажется, всё же несколько отличается от его оперной музыки. Та же "Маленькая торжественная месса" в этом смысле очень показательна!
Вообще очень интересно, насколько в разные времена духовная музыка отдалялась от остальной и вновь сближалась с нею. 001
Поделиться712007-04-28 02:10:42
ну Верди все таки не первый и не последний оперный композитор, отметившийся в церковном жанре... Духовная музыка Россини, Доницетти или Пуччини стилистически тоже очень близка их же операм...
У Россини - не вся. Стабат Матер и особенно Месса ди Глория - безусловно (чего стоит каватина с кабалеттой Laudamus te!), Маленькая торжественная месса - все же в меньшей степени, хотя и там есть "оперные" фрагменты. А некоторые его менее известные ранние мессы совершенно не по-оперному звучат (поэтому и слушать их так часто не тянет).
Отредактировано Роман (2007-04-28 02:20:43)
Поделиться722007-04-28 02:12:12
Кактус! Я думаю, что критик имел в виду, что Верди написал Реквием так же колоритно и тем же музыкальным языком, которым писал свои оперы.
Пожалуй. Но ИМХО это не делает одно другим.
Вообще, мне кажется, что мы просто привыкли, что духовная музыка исполняется не так, где ей положено, и, увы, часто певцами, не очень различающими оперную партию и партию в том же Реквиеме. Может, отчасти из-за критиков разных национальностей. 010
А вообще, духовная музыка, месса ли, Реквием или еще что-то, исполняемые в церкви отличаются по силе воздействия от концертных. Это просто сумасшедшая разница. Вместо получения чисто эстетического удовольствия (неудовольствия) в церкви - это служба, это размышление, медитация (в западном смысле), это озвученная молитва...
Поделиться732007-04-28 02:15:01
Еще о Реквиеме Верди. Сразу после исполнения раздавались и критические замечания: Верди упрекали в том, что в его Реквиеме слишком много земных страстей, драматизма, и он не очень отвечает канонам религиозной музыки, т.к. в нем не достает умиротворенности и он не призывает сосредоточиться на молитве. Упрекали также за излишнюю "симфоничность" музыки.
Это я заглянула в книгу Дж. Тароцци.
Поделиться742007-04-28 02:16:45
С духовной музыкой Доницетти я незнаком, с духовной музыкой Пуччини - почти не знаком (кроме как с "мессой ди глория" и теми её кусками, что вошли в "Манон Леско"), а вот духовная музыка Россини, хотя в ней и наблюдается определённый стилистический разброс, мне кажется, всё же несколько отличается от его оперной музыки. Та же "Маленькая торжественная месса" в этом смысле очень показательна!
Как раз у Доницетти духовная музыка очень отличается от оперной, и его Реквием в частности.
А вот из Россини сейчас повешу два интересных фрагмента моей любимой мессы. 004
Поделиться752007-04-28 02:17:30
А некоторые его менее известные ранние мессы совершенно не по-оперному звучат, (поэтому и слушать их так часто не тянет).
Ром, ИМХО это потому что вы воспитаны в иной церковной традиции. 002
Кантор кирхи, в чьей капелле я пропел несколько лет, как-то сказал, что самая драматичная часть мессы - "Dies irae" - более не соответствует канону католической церкви, так как в двадцатом веке эта часть была изъята из литургии.
Но она соотвествовала канону 19-го, не правда ли? И весь тот пласт месс (канон коих тоже притерпел немалые изменения) теперь "несоответствует?" :acute: Кстати, Ангел, богослужебный какнон у католиков тоже отличается.. Есть церкви восточного обряда, есть греческие католики, есть католики, не признавшие реформ 60-х годов...Так что для каждой птички дом найдется. 001
Отредактировано Кактус (2007-04-28 02:20:49)
Поделиться762007-04-28 02:36:59
Вот обещанные арии из Мессы ди Глория Россини. Извиняюсь за тенора - запись с хорошим сразу не нашел. 003
Поделиться772007-04-28 02:40:53
Еще о Реквиеме Верди. Сразу после исполнения раздавались и критические замечания: Верди упрекали в том, что в его Реквиеме слишком много земных страстей, драматизма, и он не очень отвечает канонам религиозной музыки, т.к. в нем не достает умиротворенности и он не призывает сосредоточиться на молитве. Упрекали также за излишнюю "симфоничность" музыки.
Это я заглянула в книгу Дж. Тароцци.
так и по поводу "Всенощной" Рахманинова споры не прекращаются уже почти 100 лет...
Поделиться782007-04-28 18:38:24
А некоторые его менее известные ранние мессы совершенно не по-оперному звучат, (поэтому и слушать их так часто не тянет).
Ром, ИМХО это потому что вы воспитаны в иной церковной традиции. 002
для каждой птички дом найдется. 001
Дом един и неделим! Один для всех! 011 007
Вы здесь » papageno » Неоперные разговоры о серьезной музыке » Реквием, реквием, реквием...