Побывал на "Тоске" в Мариинском театре сегодня вечером.
Я конечно понимаю, что на этом форуме полно знатных тосковедов, которые имеют по 80-90 записей этой оперы, а число просмотренных ими живых исполнений тоже оценивается десятками. У меня записей всего 3 или 4, а живьем я это дело видел первый раз в жизни. Но... позвольте Вам изложить мое скромное мнение.
Общее ощущение - просто супер!!! Несмотря на отсутствие М.А.Г.
Детали постановки в общем уже известны. Действие перенесено в 30-е годы нашего века во времена Муссолини. Соответственно, Скарпиа - фашист, Каварадосси - антифашист. Такой перенос считаю совершенно оправданным. Почему? Потому что мало кто у нас знает, что происходило в Италии в 1800 году. Но зато любой русский, да и европеец, отлично знает кто такие фашисты. Все знают, что фашисты мучили и казнили ни в чем не повинных людей, насиловали женщин... чем собственно и занимался барон Скарпиа. Соответственно, перенос действия обострил эмоциональное воздействие оперы на российских зрителей. Фашистская форма у барона и его подчиненных задействовала у людей вбитые в подкорку рефлексы еще со времен советских фильмов о войне: фашист - значит гад! Антифашист - значит хороший!
Постановка очень красивая! Мешали реально две вещи - идиотский портрет Маркизы Аттаванти во всю стену в первом акте и наклонный пол, отполированный до такого блеска, что в него можно было смотреться. То есть зрителям он не мешал, но певцам был жутко неудобен. Надеюсь, им хотя бы выдали ботинки со специальной подошвой, увеличивающей трение и препятствующий скольжению...
Вызывали нарекания костюмы Тоски в спектакле 31 мая. Я не знаю, то ли дирекция Мариинки читает оперные форумы, то ли что еще, но... к сегодняшнему спектаклю костюмы Тоски заменили! Было два платья черного цвета, без излишней открытости - один на первый акт, второй на 2-й и 3-й акты. Костюмы очень в тему и значительно лучше, чем были 31 мая у Гулегиной. Только к сожалению пела в них не Гулегина...
Меня очень порадовали мужики - Каварадосси и Скарпиа. За Каварадосси был Ахмет Агади. Ну я конечно понимаю, что есть тут специалисты у которых десятки живых "Тосок" с Корелли и Дель Монако и которые знают о партии Каварадосси значительно больше меня, но... Агади был открытием вечера! Идеально с актерской точки зрения, очень большой и необыкновенно полетный голос, в общем, тот случай, когда хотелось бы написать поподробнее и разложить исполнение им партии по полочкам... но не хочется. Браво!!!!!!!! :applause: :applause: :applause: :applause: 029 029 029 029 002 002 002 002 002
Просто отличным был барон Скарпиа - Николай Путилин. Шикарно созданный образ умного, жесткого и опытного шефа полиции. Вокал - претензий не могу найти никак...
Гулегину заменяла Ирина Гордей. Рискую вызвать ревность Марии Агасовны, но... мне понравилась ее Тоска. Вышла она на сцену то ли не распетая, то ли переволновавшаяся, но ко второму акту вошла в колею и дальше все было на ура!
Всех трех солистов отличали хорошо продуманные, выигрышные и прекрасно прорисованные образы. Ну, игру описывать бесполезно, это видеть надо. У всех троих очень большие и полетные голоса, прекрасно пробивавшие гергиевский оркестр, который как известно весьма и весьма любит погрохотать, что он и делал сегодня, правда аккуратно и к месту, в веризме местами погрохотать сам Бог велел.
В общем, отличный вечер! Я не жалею, что приехал, несмотря на Ваше отсутствие... На поклонах больше всего хлопали Агади, потом Путилину, и только на третьем месте Гордей (но тут понятно почему)...
Вот так...