Извините, сканер плохой:
ФЕСТИВАЛЬ
Моцарт
по-милански
«Итальянский сезон в России»
продолжается
ВЫСТУПЛЕНИЯ ИТАЛЬЯНЦЕВ В РОССИИ
вступили в театральную ста-
дию. На прошлой неделе в чехов-
ском МХТ знаменитый «Пикколо
театро ди Милано» (Р1ссо1о Театrо
di Мilano) показал оперу Моцарта
«Так поступают все». Эта послед-
няя постановка легендарного ита-
льянского режиссера Джордже
Стрелера объездила весь мир и
всюду собирала полные залы. Вот
и МХТ был набит битком по самые
люстры.
После ювелирной увертюры
задник сцены распахивается пря-
мо в эпоху напудренных париков.
На дворе XVIII век. Тот, где галантно
раскланиваются и затейливо раз-
бивают сердца, а верность хранят
лишь на словах. Так, по крайней
мере, считает Дон Альфонсо,
мрачный знаток и коллекционер
человеческих душ. Вечный образ.
Символично, что играет его тоже
синьор Альфонсо - Альфонсо
Эчеверриа. Мефистофельский
сарказм старого холостяка разру-
шает идиллию четырех любящих
сердец. Два бравых солдата с по-
дачи Альфонсо стремятся выяс-
нить, верны ли им их возлюблен-
ные. Нежные чувства подвергаются
проверке и, разумеется, не выдер-
живают ее. Партию более легко-
мысленной Дорабеллы исполнила
Терез Каллен, а «пуританки» Фьор-
дилиджи - Фиорелла Бурато.
Здесь каждое движение проду-
манно, каждый шаг героев выве-
рен до секунды. Но движения так
естественны и свободны, словно
актеры бросили играть и теперь
вот решили пожить «для себя».
Дон Альфонсо ведет диалог с пуб-
ликой, то приглашая ее в свидете-
ли, то бросая в зал многозначи-
тельные взгляды. Оркестр демон-
стрирует свободу и легкость, необ-
ходимые для исполнения музыки
великого австрийца. Что еще нуж-
но, чтобы пролить бальзам на ду-
шу театрала? Итальянцы одинако-
во хорошо поют и играют, так что
зритель получает двойное удо-
вольствие: опера и просто пьеса -
в одном «флаконе». Два гения,
Моцарт и Стрелер, не докучают
нам моралью строгой, но один жи-
тейский вывод здесь все же умес-
тен: счастлив тот, кто не думает о
возможных несчастьях, а реальные
беды встречает стоически.
Говорят, итальянцы знакомы с
версией оперы, созданной в театре
Бориса Покровского. И даже вос-
хищены ею. Что ж, наверное, за-
служенно. Тем более что в Италии
нашему театру дали почетное
имя - Пикколо театроди Москву.
Но что-то лучше стрелеровской
версии трудно себе представить.
Фестиваль явно удался: за что ни
возьмись, во всем итальянцы на
высоте. И Моцарту них вне конку-
ренции. И Боттезини по прозвищу
Паганини контрабаса в исполне-
нии ансамбля Scaligero превосхо-
ден. И «Конармия» в исполнении
Теаtroо stabile di bologna по меньшей
мере любопытна: Бабеля и у нас-то
почти не ставят, а вот итальянцы
рискнули. И три воскресные ба-
летные премьеры в исполнении
труппы «Атербалет» (Compagnia
Aterballetto). А впереди у зрителя
еще римский оркестр Националь-
ной академии (28 июня), театр
марионеток «Карло Колла и сыно-
вья» (24 и 25 сентября), затем -
«Сыновья искусства Кутиккио»
(1 и 2 октября), а также камерный
оркестр «Новые Скарлатти»
(15 ноября). Все осенние события
пройдут в Центре оперного пения
Галины Вишневской, который яв-
ляется организатором «Итальян-
ского сезона». Так что прощаться с
итальянцами еще рано.
Евгений Белжеларский
Отредактировано Niclaus (2005-06-30 01:21:21)