Что-то Белка опять пропала, а я только что переслушал Гофмана с Арайсой, Реми и фон Оттер (по Кею, разумеется), и обнаружил еще одну интересную деталь. Точнее, сквозную тему, которая во всех трех сказках присутствует. Это оптика и оптический обман.
В случае с Олимпией - магические очки Коппелиуса, которые делают черное белым, а белое - черным. И неживое - живым, соответственно.
С Антонией - портрет матери, который в нужный момент оживает (я проверил по либретто, там есть на это четкое указание, хоть его не особо соблюдают режиссеры, разумеется). То есть опять - обман зрения. Ну, и слуха заодно, в данном случае.
С Джульеттой эта тема даже дублируется: помимо потерянного отражения Гофмана там еще и бриллиант, который Дапертутто сравнивает с зеркалом, причем в любой редакции, что с арией, что с песенкой.
А ведь Никто когда-то обещал устроить Гофману сеанс психоанализа... Интересно было бы почитать... 