Тоска
Мадрид, Театро Реаль 2004 год
Десси, Армилиато, Раймонди / Бенини
Действие 1
Очень красивое оформление, надо всем возвышаются зеркальные колонны, на которых отражаются, или просто слегка прорисованы фрески, такое.. очень воздушное впечатление, хотя все выдержано в достаточно холодных тонах.
Вбегает замученный Анджелотти в окровавленном шарфике. Кстати, очень, очень неплохой голос.
Приходит ризничий… крадет у несчастного Каварадосси булочку, и жуя эту булочку читает молитву… Пришел Каварадосси. Очень… сухой человек, напыщенный и совершенно необаятельный. Холодный и очень рационально рассуждающий о красоте.
Армилиато отчаянно не хватает голоса, красок, тембра, силы, чего угодно, хотя все абсолютно правильно и все ноты спеты и взяты, но поет по слогам, голос не льется, не тянется. В нем ни на капельку нет той революционной романтики и богемности, юношеской порывистости, которая делает образ Каварадосси привлекательным.
Приходит Тоска… Тоска не сумасшедшая, и не болезненно ревнивая. Она.. строгая дама. И она гораздо старше Каварадосси. Она им командует им, и он привык подчинятся. Тоска и Каварадосси уже очень давно вместе и порядком устали друг от друга, хотя кажется больше, что Каварадосси от Тоски, и не потому что она ревнует, а… просто скучно. Он даже не слушает, когда она ему говорит, а что-то там рисует. Удивляет отсутствие теплоты и нежности между столь близкими людьми. Но есть привычка, которая замена счастию.
В церкви радостный беспорядок по поводу предстоящих празднований. Входит разгневанный Скарпиа… входит уверенно, и быстро оглядывается по сторонам, все и всех замечая. Он в храм входит.. так уверенно... как хозяин. Скарпиа кардинал…. Человек, облеченный властью, и властью не только духовной, но и светской. Жесткий, даже жестокий человек, но от чего, откуда взялась эта ярость? Не от постоянного ли самоограничения, вынужденного подавления желаний?
Он действительно очень жестокий человек, который привык получать все или почти все силой. Но! Тоску он любит, и именно любя Тоску, и забывая от этой любви о Боге, он по-настоящему-то и вспоминает БОГА когда он слышит : «Те деум лаудамус», как он тревожно вздрагивает... он словно просыпается от тяжелого сна... как Тоску? силой? это же против Бога...и он, привыкший жестоко подавлять всякое сопротивление своей воле, любой ценой… задумался о том, насколько сейчас такое поведение будет согласовываться с настоящей религиозностью. Как же он дразнит Тоску, прямо размахивает у нее перед лицом веером, удовлетворенно усмехается, когда видит, что Тоска начинает ревновать. Он смотрит на Тоску, как на очередную жертву, когда поет о том, что яд начал действовать.. и вдруг, вдруг в какой-то момент, когда она говорит, о том, что Бог видит ее страдание - меняется за секунду- в глазах появляется тревога: что же я натворил... что будет? как будет? Скарпиа вынужден себя постоянно сдерживать, переступать через свои желания. Но, но видно, как ему тяжело все время через себя переступать. Первый раз это проскальзывает, когда Скарпиа поет «Dolce signora»… он пытается провести рукой по плечу Тоски, но вовремя спохватывается. Всему есть предел, всякому самоограничению, и в некоторые моменты ни сил, не желания себя контролировать уже нет – когда Тоска поет о том, что Бог видит ее страдания, Скарпиа протягивает к ней руки, а она от отчаянии бросается к нему, кладет голову ему на плечо, и он не выдерживает, обнимает ее, но это объятие длится несколько секунд – он с ужасом отдергивает руки. Сколько в этот момент чувств у Скарпиа в глазах: ужас, нежность, отчаяние. Опять! Опять нельзя! Очередной запрет, который уже нет просто сил преодолевать.
Даже показалось, что будучи священником, он находится... на грани веры и неверия, настолько он привык к своему могуществу, и иногда забывает, что есть на свете другие силы, совсем другие…
Перед тем, как выйти из церкви, Тоска встает на колени перед алтарем, и как только она уходит, Скарпиа ровно в этом же месте опускается на колени… настолько ему хочется быть вместе с ней.
Отредактировано Галя (2007-03-30 00:24:56)