Послушала сегодня "Кармен" с Аланьей, Георгиу и Хэмпсоном. Студийная, дирижирует М.Плассон, 2002 г. Высказываюсь в надежде, что Кролик и Роман, а также другие, кто уже слушал, разговор поддержат и расскажут, что услышали они.
А я своими дилетантскими ушами прослушала эту запись с удовольствием! Даже некоторые фрагменты по несколько раз. Сразу скажу, что мне только слишком лирический Хэмпсон мешал. Я уже у Кролика спросила, как можно такого тореро запускать к быкам? Он же будет их по голове гладить, на ушах бантики завязывать и носы платочком вытирать. А потому и не очень верится в то, что Кармен от Хосе уходит к такому Эскамильо. (Нати! И на низких нотах он, конечно, давится…)
Аланью я вообще очень люблю и критиковать не умею ( разве что за Манрико). Ну, чуть-чуть у него местами верхушки звучали натужно (мне это мешало в дуэте с Микаэлой), зато в среднем диапазоне голос очень хорош. Его Хосе необыкновенно мягок, лиричен, что особенно его отличает. В то же время эмоций вполне хватает, и драматические сцены он проводит хорошо, постепенно наращивая драматизм к финалу, который проводит достаточно мощно. Я себя поймала на том, что, слушая эту запись, совершенно не вспоминала другие партии Аланьи, настолько он здесь другой. Вообще хочется спросить: во французском репертуаре лучше Аланьи сегодня кто? И хочется ответить. Но не буду, а то подумают на одного из участников форума, а ему до Аланьи еще расти и расти (если он решит, что он - тенор).
Сопрано Анджелы звучит вполне меццово (в сто раз лучше, чем у А.Моффо -Кармен, как мне кажется), и образ она создает вполне достойный. Ее Кармен не стервозна, она не кривляется, не пережимает (цыганка, а не «цыганщина»), ничего не выпевает напоказ, все как-то органично. Возможно, кому-то такая Кармен покажется недостаточно яркой, но в этом спектакле и в этом ансамбле она показалась мне весьма органичной. Микаэла очень хороша (И.Мула)!. И хорош Моралес (Ludovic Tezier. Огненный! Что он Людовик – это я переведу, но фамилию рискую переврать). Моралесу тут дали попеть побольше за счет включения комической сцены , которую Гиро в свое время выбросил, посчитав слишком неуместной для такой серьезной оперы, как «Кармен» (забыл, для какого театра она предназначалась). Странно, что Г.Алфеевская в своей книжке «Кармен. Интонации и смыслы», подробно разбирая, что выбросил Гиро (Роман! Она просчитывает все по количеству изъятых тактов!), об этой потере даже не упоминает…
И, конечно, очень интересно было послушать первоначальную версию выходной арии Кармен, которая здесь идет сразу после хабанеры. Музыка эта вполне вписывается в контекст и Кармен очень подходит, хотя конечно, вряд ли она может конкурировать с хабанерой.
Под впечатлением прослушанного стала сравнивать записи в исполнении французов и итальянцев и задумалась: это одна опера или разные? И кому что нравится больше: "страсти в клочья" в интерпретации итальянцев или более лирический вариант французов?
Конечно, после этой "Кармен" и бессонницы, ею спровоцированной, я завтра (т.е. сегодня уже) просплю до обеда... Но зато есть надежда, что кто-нибудь к тому времени что-нибудь напишет (если у кого-то хватит терпения этот монолог прочитать 007 )