05 июля 2007 года
Мариинский театр
Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-сан»)
Режиссер-постановщик – Мариуш Трелинский
Художник-постановщик – Борис Кудличка
Художники по костюмам – Магдалена Теславская и Павел Грабарчик
Художник по свету – Станислав Земба
Хореограф – Эмиль Весоловский
Дирижер – Павел Бубельников
Сразу скажу, что постановка мне понравилась. Мизансцены, в большинстве случаев, полностью адекватны и более или менее классические. Некоторый намек на современность (корабль, стол и стул) был уместен и никак не мешал действию. Были введены дополнительные действия миманса (троих слуг и мамы Чио-Чио-сан, которые, частично, отражали рок). Интересным мне показалось противопоставление японских сионистских божеств и христианского Бога. Это было замечательно отражено в декорациях. А постановке прибавило ещё и теософской глубины. Мне очень понравилось перемещение декораций, хора и миманса. Это сделало постановку динамично и интересной. А ещё больше мне понравилось световое решение оперы: хорошо дополняло музыку, красиво, органично. Было несколько негативных моментов, самый запомнившийся – главной героине пришлось петь свою первую арию и ещё какое-то время, находясь под достаточно густой вуалью, что заглушило голос, обеднило для слушателей тембр голоса певицы.
В прошлом году был на концерте солистов МТ (вместо сольного концерта Галузина), там мне Бубельников не понравился. Особенно в оркестровых номерах. А вот в этот раз во всех своих спектаклях он был на высоте. Наверное, эта, первая из двух, «Мадам Баттерфляй» мне больше всего у него понравилась. Это было красиво, слажено, с настроением и характером. Я даже ему «Браво!» крикнул после спектакля! Не ожидал.
Мадам Баттерфляй – Наталья Тимченко. Пока певица пела под вуалью, она мне совершенно не нравилась, да и весь первый акт был не очень хорош вокально. Певица слишком форсировала звук, верхние ноты были катастрофически зажаты и слышались как визго-писк (ну и слово получилось). А вот со второго акта её было не узнать. Тимченко начала петь, красиво, музыкально, интонируя. Получил большое удовольствие!!! А вот образ у Натальи был целостным. Уже с первого акта она была очень убедительна: юна (ну, пусть не 15 лет, но 18 легко дать можно было), красива, скромна и одновременно кокетлива, пластична! Свою безграничную любовь к мужу, тревогу за него, тревогу за свою жизнь без него, за своего сына, во втором акте она передала превосходно, он и стал кульминацией. Третий акт стал логическим завершением оперы: девушка с такой истинно японской честью не смогла жить с таким позором, да ещё и без сына. У неё было счастье – её семья, но враз её всего лишили. Этот трагизм хорошо передала певица.
Бенджамин Франклин Пинкертон – Ахмед Агади. Певец замечательно начал спектакль, задав высокий уровень всему спектаклю: прекрасно звучав во всех регистрах, продемонстрировав хорошее владение голосом, он просто красиво пел. Отлично изображал влюбленного офицера, который, тем не менее, не задумывается всерьез о завтрашнем дне с этой девушкой. Был некоторый сбой в сцене с появлением Бонзы (сорвал верхнюю ноту в своем призыве прекратить оскорбление девушки в его доме), однако в финальном дуэте 1-го акта он вновь прекрасно запел! Третий акт провел без сбоев, был эмоционален в арии прощания с домом по-прежнему любимой жены. Возвращение Пинкертона за сыном, к совершающей харакири Чио-Чио-сан, у многих вызвало невольные слезы на глазах.
Шарплес – Евгений Уланов. Обладает достаточно сильным голосом, которым владеет на среднем уровне. Выраженные проблемы с верхними нотами. Тембр достаточно приятен. Партию знал отлично и был весьма убедителен в ней как актер.
Судзуки – Елена Витман. Первое оперное разочарование. Голос совсем не звучал, все время дергался как-то. Когда певица пыталась дать звук, это был просто ор. Пения как такового вообще не было. Были попытки (пытки над зрителями) обуздать голос, которые не увенчались успехом.
Горо – Андрей Горин. Ну что скакать?! Это просто идеальный маклер Горо. Партия сделана от и до. Все звучит, поет легко, а играл просто великолепно, каждый жест выверен. Такой Горо был бы украшением любого в мире театра.
Сын Баттерфляй – Матвей Грачев. Мальчик выглядел явно старше 3-х лет, но это не очень повлияло. Зато был белокурым, выполнял свои функции непринужденно, ощущалось, что он пока что далек от того мира, в котором оказалась его мать. А вот его будущее выглядело не очень благополучно (у Кэт был характерный жест хлыстом).
Остальные были просто нормальными, но особо не запомнились.