Итак побывал я на римской "Риголетте"...
http://www.operaroma.it/OPERELIR/RIGOLETO/20060210.htm
театр не из самых больших, но все же около 2000 мест... Классический, подковообразный. Говорят, что акустика там не везде ровная, но на тех местах, где сидел я, очень хорошая - ни одного провала, пожалуй даже немного мешало, что были на сцене места, где акустика скачком усиливалась, получалось как будто в микрофон, хотя этого не было...
Постановка с моей точки зрения вполне классическая, хотя режиссера на премьере и оббукали... Костюмы замечательные и декорации весьма впечатляющте, хоть и простые. Основа всего огромная лестница ведущая наверх к порталу... ну плюс всякие выгородки по ходу дела...
Мне понравился и дирижер и оркестр. Дирижер - Бруно Кампанелла, как мне объяснили в основном специалист по бельканто, из вердиевского репертуара дирижирует только Риголетто и Травиату. Идеально сыграно было вступление - трубы звучали удивительно мягко по-валторновому, отсюда был очень сильный эффект, гораздо грустнее, чем я когда бы то ни было слышал... Темпы не все привычные, но очень убедительные. Я все время ловил себя на мысли, что мне в этом темпе было бы весьма комфортно...
Певческий уровень очень приличный. Прошу это иметь в виду даже, если я в чем-то буду певцов критиковать...
Дука - Рамон Варгас. Очень хороший тенор, хотя и не сногшибательной мощи... мне понравились его музыкальность и очень основательный вокал - впечатляет ровность звучания от самых низких, до самых высоких нот. Единственная маленькая придирка - переходный регистр не так здорово выровнен, однако не думаю, что это многие заметят..
Джильда - Ольга Макарина, русская певица, насколько я понял и учившаяся и всю карьеру делавшая на западе. Судя по буклету поет много где в т.ч. в Мет. Голос не особо яркий, хотя достаточно аккуратно сделанный, все ми-бемоли на месте - тут не придирешься... Мне больше всего понравилась финальная сцена, где она была очень трогательна. прекрасное пьяно и легато. К сожалению несколько мест были с сомнительной интонацией, однако это не прошло мимо ее внимания, следовательно есть надежда, что поправит... Первоначально Джильду должна была петь Бонфаделли, но она уже давно больна и раньше осени на сцену не выйдет...
Риголетто - Роберто Фронтали - прекрасный вокалист с сильным голосом, как мне пояснили поет в основном в белькантовом репертуаре (Вроде бы есть Лючия с ним???). Отсюда и превалирование вокальной части над выразительной. Понятное дело, что я очень придирчиво слушал, тем более когда дело касается партии, которую я сам много пел. Из наиболее трудных мест должен отметить весьма ловко спетую "Велья о донна" (с моей точки зрения самое трудное место в опере). В "Куртизанах" немного "сдох" к концу, но не существенно. Все вставные ноты спел - таково было желание дирижера, но спел чисто формально, как бы отработал за зарплату, мне лично не хватало свободы и наслаждения. Хотелось хоть маленькую ферматку услышать. Даже на "Ун виндиче аврай!" этот ми бемольчик проскочил на полном ходу... Ля бемоль в конце вендеты был вполне убедителен, что было, конечно, предопределено паузой во время ферматы у сопрано... - мне в этом месте в последние годы не везло, все джильды были без ми бемоля и не давали вздохнуть перед верхушкой...
Маддалена с неплохим голосом, но сказать о ней в общем-то нечего...
Спарафучиль - мой друг Костя Горный, из за которого я собственно там и оказался... Я надеюсь, что никем мои похвалы не будут восприняты превратно, но он был наиболее интересен в этот вечер, конечно, учитывая размер и возможности партии. Такого пьяно в первом дуэте я никогда не слышал, особенно на этом злосчастном ми бемоле, который пугает большинство басов "Спарафучиль ми номине"... у него это вышло куда ловчее, чем у повторяющего эту музыкальную фразу баритона... Голос звучал тембристо на всем диапазоне и в любом нюансе. А актерски это было вообще на ином уровне, чем все остальное виденное в этот вечер. Очень сильный продуманный и хорошо сделанный образ...
Вот мои краткие впечатления... если что-то надо рассказать подробнее, то задавайте вопросы...
А Крас тем временем наверное уже пирата достал...019
Кстати, всем поучавствовашим в акции сбора записей Нери, которые я просил именно для Горного, от него большой привет и благодарность...