Познакомился наконец-то с "Марией Стюарт". Состав следующий:
Elisabetta: Agnes Baltsa
Maria Stuarda: Edita Gruberová
Anna Kennedy: Iris Vermillion
Roberto: Francisco Araiza
Giorgio Talbot: Francesco Ellero d'Artegna
Lord Guglielmo Cecil: Simone Alaimo
Direttore d'orchestra: Giuseppe Patané (1989)
Chor und Orchester des Bayrischen Rundfunks.
Приятно: запись почти полная. Сокращения только в кабалетте Елизаветы и в некоторых кодах.
Впечатления от оперы двойственные. Первая половина оперы (до Диалога королев во втором действии) - вполне традиционная номерная опера с хоровой интродукцией и репликами хора в каватине Елизаветы. Вторая половина (третье действие, разделённое на три картины, как бы три действия из пяти в классической трагедии) - сквозные сцены. В основу либретто легла одноимённая трагедия Шиллера.
Либретто странноватое, прежде всего обе королевы. Проницательная, лицемерная как заправский политик и якобы государственно мыслящая Елизавета вроде бы не может решиться подписать смертный приговор Марии, но в то же время ищет предлог для этого. Мотив, однако, не столько опасность для государства, сколько ревность к Марии за то, что она у неё отняла любовь графа Лестера (и заодно некоторых других подданных). Получается Маргарита Павловна из "Покровских ворот": вроде бы уже дала согласие выйти замуж за французского короля, но всё ещё держится за (бывшего) фаворита. Оскорблённая женщина и поэтому ревнивая и мстительная: приказывает Лестеру присутствовать на казни Марии.
Мария не вполне соответствует образу нежной и кроткой женщины, каковой её считают Лестер и Тальбот. Мнение Елизаветы о ней, как о женщине горделивой, ближе к истине, и первая её характеристика в выходной каватине вводит в заблуждение. Конечно, те оскорбления (вполне справедливые), которые ей наносит Елизавета, провоцируют ответные оскорбления (опять же справедливые).
А потом Мария находит в себе дух покаяться в грехах и простить Елизавете...
Лестер - стандартный любовник, неумеха и, к тому же, неудачлив. Как Елизавета могла в него влюбиться???
Начало оперы оставило меня в недоумении: куцая прелюдия, в которой противопоставляются подготавливаемый тремоло литавр ритм "скачки" и речитатив кларнета, и вслед за ним дифирамбообразный хор, агрессивный и местами мрачноватый, предвещающий скорое замужество королевы Елизаветы. Потрясающая работа с одним мотивом!
Позже Доницетти написал эффектную увертюру с большой прелюдией, в качестве одной из тем собственно увертюры использована мелодия кабалетты Марии из второго действия. В критическом издании вступительный хор соответствует кабалетте Инес из "Фаворитки".
Каватина Елизаветы: царственная (мелизмы даже в речитативах), холодная (соль-мажор). У ней есть даже "лейтинтервал" - рельефная малая септима. Хор умоляет Елизавету пощадить Марию, а советник, наоборот, подстрекает. Елизавета изображает нерешительность. Каватина Лестера: любовный пыл и нежность в очень высокой тесситуре и безоблачном до-мажоре, если прислушаться - слабость и недалёкость Лестера. Нелестная характеристика, особенно если противопоставить ему Елизавету, что и делается в дуэте, заключающем первое действие. Елизавета, опять же, предстаёт проницательной и жёсткой. Формальная строгость дуэта (кантабиле - кабалетта) тут подчинена содержанию, слова и музыка идеально сочетаются. Музыка Лестера и музыка Елизаветы контрастны. Используются короткие проигрыши-реминисценции, характеризующие Елизавету. То же самое позже в диалоге с Марией. Тональности дуэта - ми- и си-мажор, блестящие.
Второе действие: изящная прелюдия, оркестровка одного и того же эпизода сначала изображает шелест листьев (струнные), а потом - щебетание птиц. Следует каватина Марии (ре-бемоль-мажор - си-бемоль-мажор (королевская охота, кабалетта). Кабалетта существует в двух авторских вариантах: один более мелодичный (он поётся в этой записи), а другой - виртуозный, темп в нём взята быстрее, колоратуры в нём преобладают, а реприза поднята до на целую малую терцию до основной тональности каватины (из си-бемоль-мажора - в ре-бемоль-мажор).
Куплетное построение кантабиле и кабалетты в дуэте Марии и Лестера и полифония в следующим за дуэтом секстете вносят разнообразие в череду трёхчастных кантабиле и кабалетт типа da capo, хотя в диалоге королев и финальной стретте Доницетти возвращается к этой форме - в последний раз в это опере. Диалог королев заслуживает особого внимания: те - по стандартам тех времён нецензурные - оскорбления, которыми обмениваются королевы, были причиной серьёзных неполадок с цензурой.
Третье действие открывается дуэттино и терцетом. Дуэттино состоит из ариозо Елизаветы, пребывающей в нерешимости относительно казни Марии: она боится, что это отрицательно отразится на её репутации, лорд Сесил её успокаивает. Дуэттино без перерыва переходит в терцет, посвящённый разрыву Елизаветы с Лестером, которого она осуждает присутствовать при казни (три удара топором: зрелище жуткое, а уж для казнимой какое мучение... гильотина благом покажется).
В двух следующих картинах почти безраздельно господствует Мария. Доницетти вырисовывает различные состояния её души, всё более просветлённой и стремящейся к небу: она исповедуется в грехах (убийство мужа, внебрачные связи с целью заговора против Елизаветы) в дуэте, молится Богу о прощении, и, под конец, прощается с дорогими ей людьми и прощает своим врагам, проявляя максимум благородства.
Краски сгущены (удельный вес минора резко возрастает), музыка достигает высокого пафоса. Отдельного упоминания заслуживают экспрессивнейший хоровой "гимн смерти" (у Верди из известного мне только "Patria opressa" из "Макбета" приближается по силе воздействия), и молитва - редкий случай сцены одного солиста и равнозначного ему хора, который, в виде исключения, не служит гармоническим фоном.
После последних нот у слушателя наступает катарсис.
Об исполнителях
Больше всего мне понравилась Эдита Груберова в заглавной роли.
Роль Марии тесситурно относительно низкая (в клавире в её партии нет ничего выше си, зато в каденции выписан нижний ля-бемоль, от которого Груберова успешно уворачивается), но она на сцене два действия из трех, у неё продолжительная сцена в третьем действии, в которой она (при сценическом исполнении: эта запись - студийная) должна приковать к себе внимание публики и показать массу нюансов. Также она (Мария) не боится чуть ли не "змеиного" шёпота, отвечая Елизавете оскорблениями на оскорбления.
Вторая - Агнес Бальтса в партии Елизаветы. Хотя она и меццо-сопрано, а Мария - сопрано, её строчка в клавире расположена над строчкой Марии. Её голос показался мне в этой записи малость "прокуренным", но она блестяще справилась с тесситурно сложной партией и придала нужные интонации репликам своей героини, симпатия композитора и зрителя явно не на её стороне.
Партия Лестера тоже не из благодарных: блистать верхами особо негде (за исключением вставных "верхушек" в концах кабалетт), но тесситура очень напряжённая. Парень он, конечно, горячий, но умом мать-природа его явно обделила: в конечном счёте именно он приносит погибель Марии. Тенор Франсиско Арайса справляется с партией, но у него иногда проступает горловой призвук.
Басовые партии лордов Тальбота (Франческо Эллеро д'Артенья) и Сесиля (Симоне Алаймо) по значимости сравниться с тремя вышеописанными не могут: они большей частью ансамблевые и речитативные, у Сесиля есть только ариозо, а у Тальбота лишь пара мелодических фраз в каватине Лестера и в сцене исповедания. Достойно.
Хор звучит хорошо, но неприятно удивил невнятным произношением и типично немецкими придыханиями.