ДОНЕЦКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
имени А.Б.СОЛОВЬЯНЕНКО
21 февраля 2007
Одетта-Одилия – ДИАНА ВИШНЕВА
Принц Зигфрид – ИГОРЬ КОЛБ
Я, практически в точности, повторил свой путь нескольких лет назад (Киев-Донецк-Харьков-Киев) и в этот раз для того, чтобы посмотреть единственный спектакль – «Лебединое озеро» с приглашенными солистами. В прошлый раз меня осчастливила Нина Ананиашвили и Сергей Филин, в этот – указанные выше солисты.
Постановка в Донецке классическая, красивая.
В этот раз не было антракта между 1 и 2 актом.
Игорь Колб, уже выходом задал тон своего танца. Высоченные прыжки, БАЛЛОН! Такого баллона LIVE я ещё никогда не видел! Это что-то невообразимо. Он просто висел в воздухе. Прыжок – завис – приземлился. Причем практически абсолютно бесшумно! Меня, а ж вонзило в спинку кресла от восторга! Веселился Принц с друзьями несколько скованно, казалось, что ему все же не очень хочется веселиться! После танца с кубка все стало ясно: Принц любит читать, он романтик. Пришло на ум «…Я читаю много…» и «… мечтаю, иногда, бродя по саду…» И этот образ мне очень импонирует! Его сразу манит лес, романтика, озеро! Появление лебедей его скорее радует, интересует! По-моему, он стрелять вообще не собирался. И вот Зигфрид дождался своего сказочного часа, ожили его книжки! На сцену выплывает Лебедь! Который, правда, тут же превращается в девушку! Первое знакомство принесло обоим радость! Зигфрид уже полностью в Сказке, а Одетта сразу же поняла, что вот ОН – тот, кто может её спасти! И этот шанс один – пан или пропал! Адажио вылилось в поэму любви: чистой, наивной, первой… Здесь в танце поражала грациозность линий, неимоверная пластика (совсем иная, нежели 16 февраля в Киеве, хотя солисты те же!)! И ещё раз ЛИРИКА! Вариация - все чисто, все очень красиво, нежно! Кода – демонстрация техники высочайшего уровня! (Сейчас уже поздно, я начал заболевать, но хочу дописать сегодня, поэтому, простите, если тавтология будет уж слишком выражена. Хоть она вообще для меня характерна при письме на русском.) А что же Принц. Принц клянется, а Одетта уплывает!...
Начинается бал. Принца собираются женить! Он выглядит настроенным сразу на отказ! В его душе нет сомнения, он даже не слишком-то и смотрит на принцесс. Подходит к ним вежливо делает пару па. И все. Впрочем, никто не удивился. Даже Владетельная принцесса. Появляется Ротбард со своей сестрой! Одилия хоть и похожа на Одетту, демонстративно делает лебединые па, т.е. это «подстраивание» легко заметить. Она пришла лишь за тем, чтобы поиздеваться над принцем! Это видно! Но он ослеплен ею! И ничего не видит! Он в её власти с первого мгновения! Она наслаждается этим, наслаждается танцем! Наслаждается тем, что все смотрят на то, КАК она соблазняет Зигфрида! Своей цели она достигает легко!
Вариации. Игорь, по-моему, станцевал вариацию лучше всех, из ВСЕХ, кого я видел. И не только LIVE! И, по-моему, он сделал уникальную, ранее не виденной мною, вещь – приземлился после двойных кабриолей на «верхнюю» ногу в арабеск! Кончено, я могу ошибиться, это всего мгновение, но, я запомнил так! После этой вариации степень моего счастья была уже ошеломительной! Диана свою вариацию танцевала легко, и тем самым как бы показывая уровень техники: она не думает о технической стороне вопроса, т.к. этот вопрос снят. В вариации она продолжает раскрывать образ, что собственно и должно быть, но достигается не многими. Это демонстрация истинной сущности Одилии! И это не хорошая девочка!
Кода. Бенефис виртуозности обоих танцовщиков.
Финал. Клятва. И вот – Ротбард раскрывает карты: Одетта у стен и все погибло! Зигфрид не теряется ни на мгновение! Наоборот, его как отрезвляет! Он сразу понимает, что надо делать!
На озере Одетта плачет: она потеряла не только надежду, даже не столько надежду, сколько любимого! И эта искренность подкупает! Сказочная искренность. Она не может без этого бороться и поддается колдовству злого гения без борьбы. Но возвращается Зигфрид! Она его сразу прощает, ибо понимает, что его обманули, причем как раз ею. Вместе они могут бороться! Их любовь побеждает зло.
Вот. 2 дня по ночам писал и написал.
Впечатлений масса. Все словами не передать даже в устной форме, а тем более описать на бумаге в письменной! Понравилось очень!
И конечно, хочется переживать такие мгновение ещё и ещё раз! J
Ещё раз возвращусь к «ЛО» с Ананиашвили. Тогда у меня был такой же восторг! У обоих балерин совершенно разные образы, различная техника, все разно! Все высочайшего уровня! И я не могу сказать, что кто-то понравился больше! Так бывает. А написать сейчас ещё и о Нине нет сил! Это же и к Филину и Колбу почти в той же мере относиться. Хотя точно могу сказать: вариация у Колба была для меня вне конкуренции. Лучшая вариации Зигфрида, которую я когда-либо видел. Таково впечатление.
Не могу не сказать об оркестре. Такого криминала «От и до» я давно не слышал. От Чайковского мало что осталось. Безмерная фальшь, отсутствие баланса между группами, «восседание» над оркестром, как в президиуме медных духовых и ударных, - все это усугубилось совершенно безобразными темпами дирижера. А его фамилии даже в программке нет! Это было невыносимо! И качество ухудшалось (вот ведь где скрытые резервы есть) из акта в акт! L Крик души. Солисты пытались танцевать в ритме с музыкой, но всему были границы. ТАК НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ!