Действие «Евгения Онегина» происходило в Саратове?
Это доказывает культуролог Александр Папшев
Безусловно, в нашем городе происходили не все события романа Пушкина. Лишь их небольшая часть — так называемые «сельские страницы». Впрочем, прямых доказательств тому Папшев не нашел. Зато косвенных — предостаточно.
1. Рельефное
Одним из аргументов в пользу своей версии культуролог называет строки из «Евгения Онегина»: «Меж гор, лежащих полукругом...». Именно так был расположен старый Саратов. С трех сторон город окружали горы, с четвертой — Волга.
Кстати, в романе, в описании природы, горы встречаются постоянно:
«Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга...».
«...И направлялся налегке
К бегущей под горой реке...».
«Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою...».
2. Географическое
Обычно исследователи романа утверждают, что Ларины ехали в Москву на «ярмарку невест» из Псковской губернии. Но Александр Папшев считает иначе. И приводит в доказательство строки:
«...Уже столпы заставы
Белеют; вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы...».
— Из строчек Пушкина видно, что экипаж Лариных двигался по центральной улице Москвы довольно быстро, — поясняет Папшев. — Но в те времена экипажи двигались по определенному правилу: с горы съезжали потихоньку, а в гору, наоборот, разгонялись. А из того напрашивается логичный вывод: если Ларины двигались быстро, то они ехали по Тверской вверх. Значит, в Белокаменную они въезжали не с северо-запада, как полагают многие исследователи, а с юго-востока. Еще момент: в пути семья была семь суток. Дорога от Пскова занимает гораздо меньше времени — четыре дня. А на юго-востоке в неделе пути как раз находится Саратов!
3. Природное
Общепризнано, что в «Евгении Онегине» все детали описываются досконально. У героев даже есть точные даты рождений. Да и сам Пушкин признавался: его роман рассчитан, как по календарю.
— При описании деревенского мира у автора часто встречаются детали, типичные для наших краев, — считает культуролог. — Например, дубравы. Для северо-запада России, где расположен Псков, подобные леса не типичны. Очень часто Пушкин упоминает степи. И, наконец, луна. Если внимательно читать ее описание, понятно, что действие происходит на юге. Еще момент: в одном из эпизодов Онегина и Ленского, которые возвращались от Лариных, настигают быстро наступившие сумерки и ночная темнота. В северных губерниях темнеет не так скоро.
Тут возникает вопрос: а как быть с упомянутой в романе брусникой?
— Вплоть до начала XX века это растение было обычным в лесах Саратовской губернии, — утверждает Папшев. — А вот акации, которые также упоминаются в «Онегине», на севере почти не растут.
4. Топонимическое
Поместье князя Владимира Ленского находилось в деревне Красногорье.
— В одном из вариантов слово «Саратов» переводится с тюркского как Красивые горы («сара» — красивый, «тау» — гора). В русском языке «красивый» и «красный» — синонимы. Значит, Красивые горы — это Красные горы. Отсюда — Красногорье. Название «деревня» тоже не должно смущать. Для тех времен было вполне обычным называть города деревнями и селами. Доказательство тому есть у Грибоедова в «Горе от ума»: «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».
Кроме этого в романе упоминается старый слуга-калмык в доме тетки Татьяны. А Саратов более века был центром управления калмыцким краем.
5. Родственное
Еще один аргумент Александра Папшева в пользу того, что в «сельских страницах» «Евгения Онегина» описывается Саратовский край — поэма дяди великого поэта Василия Львовича Пушкина «Капитан Храбров». Главный герой в этом произведении родом из Саратова. А среди местного сообщества встречается еще один персонаж — Татьяна Ларина!
— О героине дядиной поэмы Александр Сергеевич прекрасно знал, — заверяет культуролог. — И ни разу сего факта не оспорил.
6. Главное
Все могло иметь место, если бы сам Пушкин бывал в Саратове. Иначе описать природу в деталях просто не возможно. Так вот, по версии Папшева, великий поэт бывал в нашем городе.
— В Саратове Александр Сергеевич был в сентябре 1833 года, когда возвращался из Оренбурга в Болдино, — доказывает культуролог. — В письме своей жене, Наталье Гончаровой он писал, что собирается проехать через Саратов и Пензу. Свернуть с пути он не мог — это очень накладно. Просто раньше по России можно было ездить только по особому документу — подорожной. В ней обязательно указывался маршрут следования. Если от него отклониться — возникают проблемы. Например, на другой дороге путешественнику не стали бы менять лошадей на станциях. Так что Пушкину не было никакого смысла объезжать Саратов.
Кроме этого, в 1999 году были обнародованы неизвестные документы поэта. Среди них оказалась дорожная записная книжка Александра Сергеевича. А в ней запись о том, что Казанское дворянское собрание лучше Саратовского.
— Такое сравнение можно сделать, если сам видел оба здания, — считает Папшев.
Мнение скептика
— У меня на этот счет есть сомнения, — прокомментировал доказательства Александра Папшева старший преподаватель кафедры истории русской литературы и фольклора СГУ Алексей Зюзин. — Возможно, Пушкин в Саратове был. Но чтобы в деталях описать город и окрестности, надо их досконально изучить. А поэт в лучшем случае посетил наши края проездом. И потом, существует «Онегинская энциклопедия», где роман разложен по полочкам. О Саратове там не упоминается. С другой стороны, такие гипотезы, как у Папшева, тоже имеют право на существование. Это и есть двигатель науки.
Алексей ВОЛОДИХИН, Комсомольская Правда