Я боюсь, что не совсем в тему это... Но про Каррераса здесь правда еще не говорили, и мне хочется хоть что-то сказать... Так уж случилось, что я увлеклась оперой именно благодаря ему. Чуть ли не сразу, как услышала, с первых звуков он меня поразил и захватил. Причем не красотой голоса, это была одна из поздних записей, а именно эмоциональностью, темпераментом, вроде бы сдержанным, но изнутри кипящим и неудержимым. Именно его записи я стала собирать с огромным увлечением. Конечно, и других теноров слушала, но никто не понравился настолько сильно, как Каррерас. Безусловно, в ранних записях его голос не просто лучше намного, чем в поздних, он вообще почти совершенен, по моему очень скромному и некомпетентному мнению 004
Мне просто необыкновенно повезло услышать Каррераса "вживую" на концерте у нас в Латвийской Опере 19 апреля 1998 года. Хочется поделиться немного впечатлениями, хотя бы потому, что разговор о нем зашел. 001
"Ведущая сказала что полагается, коротко и радостным тоном. На сцене Национальной оперы Латвии – Хосе Каррерас!
Он и вышел, как ни в чем не бывало. Обычный человек, небольшого роста, на «звезду» и по манерам не похож. Поклонился слегка, покивал на аплодисменты, улыбнулся тепло, но сдержанно, даже чуть замкнуто. Длинный концертмейстер Лоренцо Бавай сел за рояль, Каррерас встал рядом и приготовился петь.
Насколько было невероятно то, что он вообще стоит на этой сцене – в этом театре, приличном, красивом и себя уважающем, но по мировым меркам самом провинциальном, в этом театре, с которым я просто срослась, за семнадцать лет побывав здесь несколько сот раз (не удосужилась сосчитать, сколько точно). Я не могла даже в Вену съездить, а Каррерас взял да и явился сам. В какую-то Ригу – не в Таллинн и не в Вильнюс. Без чудес тут не обошлось, похоже.
В первые минуты трудно было осознать значение происходящего, бинокль у меня в руке дрожал. Каррерас уже начал петь, и его голос звучал просто, спокойно и мягко. «Солнце Ганга» – незнакомая мне песня Скарлатти, легкая и негромкая, кончилась прежде, чем я успела сосредоточиться.
Совсем не легко смотреть и слушать одновременно – глаза пытаются разглядеть и понять выражение лица, жесты, движения – непривычное занятие, ведь даже по ТВ Каррераса показывают безбожно мало; а уши в это время начинают отмечать нечто совершенно неожиданное. Я думала, что скорее всего он будет петь на уровне своих последних записей, где голос явно «углубленней», тяжелее, чем в лучшие годы, не так фантастически свободен. Я была готова к этому. Но услышала – невероятно красивый, ровный, бархатный звук, каким-то нереальным образом наполняющий весь театр до последних уголков! В этом зале, который все ругали за плохую акустику, даже Кабалье (и не без оснований), Хосе Каррерас пел mezza voce, без усилий, и каждая нота была слышна как рядом. И никакой излишней углубленности, тяжести не было в его голосе. Этот изумительный тембр я могу сравнить только с тем, что в моем любимом диске 1989 года – песни итальянских композиторов. Может, чуть «крупнее» звучало теперь, но не менее мягко, нежно и сильно.
Вторая песня – тоже Скарлатти «Cessate di piagarmi». Здесь Тито Гобби меня с первого раза довел до слез, и я очень люблю эту вещь. Она абсолютно подходит для Каррераса… но мне недостало спокойствия, чтобы вникнуть в его исполнение. Глубина и живая печаль – вот все, что дошло до рассудка, детали так и не сконцентрировались.
Нужна ли тут вообще детализация? Вряд ли. Слишком огромно было впечатление. В полностью реальном месте и времени, привычном, физически ощутимом – этот человек, внешне простой, скромный такой, но излучающий не просто обаяние, а нечто неизмеримо большее, как дар свыше. Он притягивал все чувства, словно сильнейший магнит, я даже не ожидала, что окажусь настолько в его власти. Не могла оторвать глаз, хоть руки устали держать бинокль. Но что особенного было в нем? Жесты почти незаметные, иногда и широкие – при сильной последней ноте; манера большой звук давать с чуть опущенной головой, сверху вниз (освещение было невыгодное, и тени падали на лицо слишком резко). В кульминациях напряженно, почти страдальчески сходились брови, но никакой «специальной» мимики не было совершенно. Необъятное богатство души изливается через голос, все остальное на втором плане.
В какой-то момент у меня дух захватило – Каррерас спел такую трудную фразу, одно из своих «звукочудес», легко и чисто, даже почти незаметно! И это был не единственный раз в концерте. И еще были его сказочные pianissimo – фантастика, да и только. И звук нарастает от pianissimo до полного forte!
После третьей песни сверху уже закричали «браво!». И аплодисменты шли по нарастающей. Но Каррерас как будто даже сдерживал публику, не отходил от рояля – наклон головы, короткая улыбка – и было просто очевидно, как он концентрируется на дальнейшее."
Это кусок записи о впечатлениях с того концерта... Наверное, длинно и невразумительно, если так, прошу прощения 003 Как-то не смогла удержаться и высказалась 002
Отредактировано Margo (2006-06-20 14:40:36)