Послушал и я "Ласло Хуньяди".
После массы положительных эмоций, доставленных мне "Банк баном", опера меня разочаровала.
Это вторая (1844-ого года) опера Эркеля. Для справки: "Банк бан" - "всего лишь" третья полноценная опера Эркеля, но поставленная семнадцатью годами позже.
В "Ласло Хуньяди" (или "Хуньяди Ласло", если соблюдать венгерский порядок имён) поразительно бездейственные главные герои и сценарий, неразвитые, блёклые персонажи и масса просчётов, причём многие драматургические просчёты повлекли за собою просчёты музыкальные, о которых отчасти написали Роман и Серг. Со своей стороны добавлю перевес высоких голосов (три очень подвижных высоких сопрано и два лирических тенора), почти полное отсутствие драматических и, что ещё хуже, музыкальных контрастов - особенно в первом действии, где преобладают весёленькие унисонные мужские хоры, марши и речитативы (с какой ностальгией я всё первое действие вспоминал "Лоэнгрина"!). Упущена возможность нескольких драматичных, богатых контрастами ансамблей (дуэтов и даже терцетов) и одного-двух хороших кончертато (после убийства - речитатив-диалог обоих Ласло и пританцовывающий хор с небольшим соло короля). Во втором действии - преобладание ариозных и "пастельных" красок, несмотря на две больших и не очень весёлых арии Эржебет), упущено ещё одно кончертато при встрече короля и Эржебет (в этом сцене возможно без больших логических натяжек вывести всех главных действующих лиц, кроме умершего ещё в первом действии дяди короля). В третьем действии - опять же, скомкана сцена свадьбы и ареста Ласло, но контрастов больше всего. Партии обоих "злодеев" малы (особенно партия дяди короля, у которого, впрочем, довольно интересная сцена с Ласло, но не имеющая достаточного веса из-за своей краткости и речитативности). Партия отца Марии (невесты Ласло) малоинтересна музыкально.
Наилучшая музыка сосредоточена во втором и третьем действиях:
три развёрнутые арии Эржебет (Елизаветы), разного характера: первая - "лирико-колоратурная", с "качающимся" кантабиле, вторая - а ля "вербункош", где в так называемой "кабалетте" минор преобладает несмотря на радостный текст, наиболее сложная (диапазон - от ля малой до до-диеза третьей с возможным ми, наисложнейшие колоратуры), третья - драматическая, с развёрнутой прелюдией (похоронным маршем);
первый дуэт Ласло и Марии, все части которого сочинены, за исключением небольшого речитативного куска, на одни и те же слова; 007
второй финал с церемонией клятвы короля (опять же, нехватает драматизЬму, но музыка светлая и без излишней помпы);
две арии Ласло (лирическая и трагическая),
в меньшей степени ария короля (просто красивая),
свадьба Ласло с колоратурной арией невесты, "мадьярским" балетом и зачатком любовного дуэта, интермеццо (опять же "вербункош", который Рома обозначил как "танцевальные мотивы"), сцена в тюрьме (ария и терцет, который по сути второй дуэт Ласло и Марии) и казнь (опять же, самый конец - обращение Ласло к народу и отрубление головы - скомкан).
Ещё довольно красива, но, опять же, малоконтрастна и затянута (12 мин!) увертюра, красив и марш (используемый исключительно по назначению - для входов и выходов короля), хор девушек, открывающий второе действие.
Клавир небуквоедский, но всё равно представляет интерес. Радикально сокращены речитативы в первом действии, выброшены некоторые кабалетты и повторы, молитва Эржебет в финале. Наиболее интересна перестановка ария Матьяша (сопрано-травести, брата Ласло) с начала первого действия в начало второго, ещё перед хором девушек, и превращение кантабиле в выходную арию Марии, а кабалетты - в дуэт Марии и Матьяша. Во втором действии эта вставка не добавляет ничего к колориту, а в первом - разнообразит его, хотя и резковато выделяется (как-никак, единственный женский голос на всё действие, да ещё и высокое светлое сопрано). В семейном терцете (два сопрано и тенор), наоборот, его (её?) тембр сливается с тембром Эржебет - не хватает низкого женского голоса, промежуточного по тембру.
Почему-то кабалетта арии короля и ария Ласло в тюрьме оказались в дополнениях.
Отредактировано Огненный ангел (2006-07-08 04:34:21)