Пух, а ведь ничего плохого не было бы, если баритону транспонировать этот романс на полтона-тон вниз? Ведь, наверно будет менее напряженно звучать, и тесситура нормальной останется. Вот у меня ЛиЖЖ в петерсовском сборнике в очень "задранной" тональности, а мне недавно подарили ноты - на полтона ниже, так гороздо удобнее, и звучит лучше. Я уже не раз замечала, что у них какие-то романсы в удобных для среднего голоса тональностях, а какие-то все-таки слишком высокие...
по большому счету немцы относятся к транспорту гораздо проще чем у нас... главное чтобы было удобно... никто не косится если певец споет романс не в своей тональности... Помню ученики Шпиллер выли, когда она пыталась заставить баритонов петь "Уснули голубые" в ре-мажоре исходя из того, что это для среднего голоса... а здесь это мало кого волнует...