Но петь "просто так" (а вот еще я очень люблю выражение "петь природой") - можно только в поле. Классический вокал - это не такой естесственный процесс, как может показаться. Это не является натуральным, что ли, звукоизвлечением, заложенным в природе человека. Это искусство, и овладеть им можно только с помощью накопленных человечеством знаний 001
я бы к этому добавил еще то, за что меня уже и на других форумах били : пение это не только не чисто физиологический, естественный процесс, но еще и находящийся в полной зависимости от определенных эстетических установок.
Ни один фонопед не сможет объяснить почему какие-то певцы поют совершенно противоположными способами, а результата достигают. Потому что единственной физиологической манеры пения, школы и т.д. просто не существует. Каждую манеру мы подгоняем и приспасабливаем к нашей физиологии, и, когда находим необходимый баланс, то все в порядке... Нас (большинство на этом форуме) интересуют певцы находящиеся в границах классической оперной эстетики, и здесь тоже различия будут весьма основательными, хотя и не такими как в случаях с фольклорными певческими традициями, джазовыми или прочими иными певческими направлениями. Методы и приемы оказываются диаметрально противоположными даже в пределах одной консерватории. Кто-то клянется, что главное в "высоком куполе", другие без издевки об этой "горячей картошке" говорить не могут... и таких примеров масса. Другое дело, что еще чаще мы встречаем педагогов, которые говорят одно и то же, но приходят к противоположным результатам.
То, на чем я всегда настаиваю - все решает вкус и талант самого педагога и его ученика, а также, важнейший компонент - взаимопонимание и доверие между тем и другим. Я последовательный приверженец эмпирической традиции в обучении пения, там работали мои учителя - А.А.Большаков, Г.Г. Аден, П.Г.Лисициан.
Вкус и опыт педагога определяет индивидуальный подход к каждому ученику. Большинство неудач на этом поприще происходит, когда игнорируется этот важнейший принцип. Чаще всего педагог овладевает довольно узким арсеналом приемов, которые в некоторых случаях приводят к успеху. Но если педагог умеет только попадать в маску, а все остальное для него темный лес, то кто-то, кто не умел попадать в маску, но у кого "от природы" все остальное на месте - становится певцом, а 90 процентов остальных загоняют голос в ноздрю , если не еще хуже... и так с любым компонентом... наихудший случай, когда педагог сам никогда других трудностей и не испытывал - для него попадание в ноздрю и стало на всю жизнь единственной целью...
Насколько я понимаю, фонопеды четко завязаны на физиологию, однако в отрыве от эстетического компонента это тоже ни к каким результатам привести не может... Врач проявляет себя, когда вы больны, но если вы придете к врачу и скажете, у меня ничего не болит, но я хочу быть здоров, то вам расскажут общие слова о здоровом образе жизни и не более... Если фонопед так все хорошо понимает, то почему не запел сам? Ах да! он нашел себя в науке и педагогике... только, почему тогда он практицирует в пупкинском Доме культуры, он объяснить не сможет...
То, что отходная часть в вокальной педагогике больше разумных пределов, не требует доказательств. Но мне никто еще не показал сколько-нибудь заметных результатов работы приверженцев всевозможных мессианских вокальных теорий. В редких случаях сам автор теории что-то еще может в силу индивидуального таланта, но о "щколе" говорить не приходится...
К сожалению замечено, что большинство педагогов облеченных научными степенями выдают неадекватно мало положительных результатов в педагогической практике. Единственным более или менее заметным исключением с моей точки зрения является Нодар Ангуладзе. Практики-эмпирики выдают несопоставимо лучшие результаты.
Возвращаясь к цитате из Мани хочу еще добавить, что сумма знаний необходимая для классического пения далеко не всегда соответствует количеству учебных часов, будь-то в консерватории или у частного педагога, к этой сумме знаний необходимо безусловно отнести и весь слуховой опыт... при в известной степени развитом вкусе наш слух сам улавливает очень существенные моменты в пении хороших певцов, которые мы можем применить практически... Так Лисициан неоднократно говорил, что учился по пластинкам Баттистини.
Более того, певцу (а не вокалюге способному только переорать тромбон, да и то не всегда, а когда он в настроении) необходимо развивать не только вокальную, но и общемузыкальную интуицию. В пении оптимальный режим приходится искать не только на "максимальных оборотах" и тут фонопедам опять таки сказать уже нечего...