Недавно прочел известную книжицу С. Я. Лемешева, в которой он указывает, что дыхать, ради художественных целей, лучше ртом или ротом и носом.
А вот И. С. Козловский был того мнения, что лучше прослыть паровозиком, но дышать все же всегда носом.
Кто прав?
Носом или ртом
Сообщений 1 страница 30 из 80
Поделиться12006-08-10 20:28:25
Поделиться22006-08-10 20:38:42
... меня м.б. забанют, но мне почему-то вспомнилась история, которую рассказывал мой дед из своего детства...
сосед немец вытащил из горящего дома своего сына и воскликнул: "Слава Богу, мой сын дохнет..."
Поделиться32006-08-11 13:25:12
Недавно прочел известную книжицу С. Я. Лемешева, в которой он указывает, что дыхать, ради художественных целей, лучше ртом или ротом и носом.
А вот И. С. Козловский был того мнения, что лучше прослыть паровозиком, но дышать все же всегда носом.
Кто прав?
Я тоже недавно прочла эту книжицу. Мысли Лемешева я поняла так: хотя итальянская школа требует дышать носом, так как носом можно больше воздуха в легкие втянуть, но действовать нужно все-таки по обстоятельствам, ибо иногда слишком много воздуха и не надо.
Отредактировано ОДИН (2006-08-11 13:27:42)
Поделиться42006-08-11 14:10:32
К тому, что дышать лучше преимущественно носом, склоняются больштнство педагогов и теоретиков пения...
В данном случае, как мне кажется, Лемешев этого и не отрицает, а пишет только о том, что действовать надо по обстоятельствам... а обстоятельства могут быть разными.
Например, у меня с детства было очень сильное искривление перегородки, в результате чего я первые 18 лет своей жизни вообще носом не дышал... когда начал учиться пению, то велели это исправить и я прошел через операцию. В результате носовое дыхание обрелось, но всю жизнь было несколько затрудненным... В пении это мне не мешало, однако в жизни приводило к тому, что часто спал с открытым ртом, что вызывало чрезмерную сухость связок и некоторые проблемы при пробуждении даже в разговоре. Однако уже после завтрака все приходило в норму и в принципе я мог уже рано утром петь с полной нагрузкой.
Одна "очень знающая дама" с бельканто поспешила на этом основании объявить о моем непрофессионализме... Однако четверть века на профессиональной сцене провел я , а не она...
Поделиться52006-08-11 20:32:21
Вопрос-то в том и заключался, можно ли ротом, коли нужно?
И, что оправдывает дыхание ротом при музыкальной фонации?
Поделиться62006-08-11 21:06:16
на практике очень многие просто не успевают эффективно брать дыхание носом в определенном музыкальном контексте - сколько угодно мест, когда вздохнуть просто нет времени... нужно просто быстро добрать определенную порцию воздуха. Все знают, что лучше носом, но это невозможно... никаких художественно-выразительных концерций под это подкладывать не надо... Как говорится, если певец вместо того чтобы петь падает в обморок, то дирижер должен подумать не слишком ли медленный был темп...
Вопрос в том, что когда это возможно, то лучше дышать так как учат, но на практике не всегда удается делать так, как учат, или так, как привык...
Я тоже недавно почитывал одну книжицу... о Карузо... так вот автор, который много лет наблюдал Карузо в работе, старательно описывал, как Карузо выставлял вперед правую ногу перед высокой нотой... Я как представил себе это выставление правой ноги на сцене в современном театре...
Вот так и с дыханием носом - дышите, когда это возможно, но не надо думать, что только в этом и есть секрет бельканто...
Отредактировано Winnie Pooh (2006-08-11 21:04:45)
Поделиться72006-08-11 23:09:23
... меня м.б. забанют, но мне почему-то вспомнилась история, которую рассказывал мой дед из своего детства...
сосед немец вытащил из горящего дома своего сына и воскликнул: "Слава Богу, мой сын дохнет..."
Мама: "Пей, сынок, молоко! Что б ты сдох, тебе надо поправиться" (одесский анекдот)
Поделиться82006-08-14 20:23:00
если певец вместо того чтобы петь падает в обморок, то дирижер должен подумать не слишком ли медленный был темп...
007 007 007
:appl: :appl: :appl:
017 017 017
Поделиться92006-08-14 20:24:19
А вообще-то оно ясно.
Но как умудрялся Иван Семеныч не дышать ртом?
Поделиться102006-08-15 01:17:18
Носом! Носом! И еще раз носом!
Вдыхать - носом, а выдыхать обязательный остаток дыхания ртом. При этом, совершенно убеждена, что правильно поставленное дыхание и является основой пения, а особенно - бель канто. Пение напоминает мне хорошо отлаженный часовой механизм. Если сломается что-то одно внутри этого механизма, то страдают часы и начинают показывать неточное время. Так и механизм дыхания должен быть отлажен и доведен до автоматизма в ювелирной точности действий и движений всех групп мышц, задействованных в звукоизвлечении. Вдыхание ртом или "смешанное дыхание" (ртом и носом одновременно) сбивают и расстраивают темпоритм и механику точности, поэтому я бы не советовала это делать никому и никогда.
Поделиться112006-08-15 15:05:35
А вообще-то оно ясно.
Но как умудрялся Иван Семеныч не дышать ртом?
Сегодня меня фониатр осматривал -- а я не могла ртом дышать. Ну не могу и все тут! Не понимаю, как это. Пришлось зажать нос, чтобы сделать все так, как наказал врач.
Поделиться122006-08-16 21:53:10
на практике очень многие просто не успевают эффективно брать дыхание носом в определенном музыкальном контексте - сколько угодно мест, когда вздохнуть просто нет времени... нужно просто быстро добрать определенную порцию воздуха. Все знают, что лучше носом, но это невозможно... никаких художественно-выразительных концерций под это подкладывать не надо... Как говорится, если певец вместо того чтобы петь падает в обморок, то дирижер должен подумать не слишком ли медленный был темп...
Вопрос в том, что когда это возможно, то лучше дышать так как учат, но на практике не всегда удается делать так, как учат, или так, как привык...
Я тоже недавно почитывал одну книжицу... о Карузо... так вот автор, который много лет наблюдал Карузо в работе, старательно описывал, как Карузо выставлял вперед правую ногу перед высокой нотой... Я как представил себе это выставление правой ноги на сцене в современном театре...
Вот так и с дыханием носом - дышите, когда это возможно, но не надо думать, что только в этом и есть секрет бельканто...
:applause: :applause: :applause:
Soglasna, uvi! (vzdihaet tjajelo)
kak i s tem, cto NUJNO dishat imenno i tolko nosom.
Prosto dejstvitelno, v sovremennih crazy postanovkah inogda nu hot cem-bi-nibud' uspet' vdohnut' 021
Поделиться132006-08-16 22:52:52
на практике очень многие просто не успевают эффективно брать дыхание носом в определенном музыкальном контексте - сколько угодно мест, когда вздохнуть просто нет времени... нужно просто быстро добрать определенную порцию воздуха. Все знают, что лучше носом, но это невозможно... никаких художественно-выразительных концерций под это подкладывать не надо... Как говорится, если певец вместо того чтобы петь падает в обморок, то дирижер должен подумать не слишком ли медленный был темп...
Вопрос в том, что когда это возможно, то лучше дышать так как учат, но на практике не всегда удается делать так, как учат, или так, как привык...
Я тоже недавно почитывал одну книжицу... о Карузо... так вот автор, который много лет наблюдал Карузо в работе, старательно описывал, как Карузо выставлял вперед правую ногу перед высокой нотой... Я как представил себе это выставление правой ноги на сцене в современном театре...
Вот так и с дыханием носом - дышите, когда это возможно, но не надо думать, что только в этом и есть секрет бельканто...
Я согласна с Винни!! :applause:
Я бы сказала так- когда вы поёте упражнения(вокализы), или разогреваете голос, нужно, конечно, брать дыхание носом, а вот во время спектакля всё зависит от ситуации.. иногда НУЖНО дышать носом , если вдруг ощущаешь, что поднялась гортань..
или, дышите носом, но рта при этом не закрывайте, тогда не будет никакого зажима, а иначе может иногда смешно выглядеть, в быстром темпе.... 007
Зависит от контекста, в общем..
Поделиться142006-08-17 09:48:56
иногда НУЖНО дышать носом , если вдруг ощущаешь, что поднялась гортань..
высокая гортань это опасно для связок. ни в коем случае не поднимать
Поделиться152006-08-17 12:02:41
иногда НУЖНО дышать носом , если вдруг ощущаешь, что поднялась гортань..
высокая гортань это опасно для связок. ни в коем случае не поднимать
Вот я и говорю, если почувствуете, что она поднялась, для того, чтобы это исправить- дышите носом...
Поделиться162006-08-17 12:16:10
Вот я и говорю, если почувствуете, что она поднялась, для того, чтобы это исправить- дышите носом...
Интересно, а как определить, поднялась ли гортань? И что это вообще за явление такое?
Поделиться172006-08-17 12:22:17
интересно, что в течение всей своей певческой жизни (с учетом обучения с 1968 года...) я никогда не знал, что моя гортань делает... ни в плане контроля, ни тем более управления... Меня об этом многие спрашивали, особенно друзья-коллеги, когда интересовались как я выстраиваю верхний регистр... но я никогда ничего не мог исм ответить... наверное гортань сама делала что-то правильное, иначе б не спрашивали... 007
Поделиться182006-08-17 12:23:52
ОДИН, когда поднимицца, поймешь
А у меня ваще нос поломан, так что я носом просто в повседневной жизни не могу набрать дозу воздуха для дыхания
Хорошо, что мне петь не надо
Поделиться192006-08-17 12:29:59
ОДИН, когда поднимицца, поймешь
А у меня ваще нос поломан, так что я носом просто в повседневной жизни не могу набрать дозу воздуха для дыхания
Хорошо, что мне петь не надо
Кролик, я про мягкое нёбо понимаю, а про гортань не. Вот хотелось бы узнать, что это такое -- поднятие гортани. 003
Поделиться202006-08-17 15:04:25
ОДИН, разговариваю я всегда с гортанью в высокой позиции. Начинаю петь, она опускается на несколько сантиметров. На автомате. Это прежде всего защита связок.
Поделиться212006-08-17 23:32:01
Интересно, а как определить, поднялась ли гортань?
В зеркало посмотрите! 020 019
Поделиться222006-08-21 16:26:47
ну вот, все все сказали, даже больше и нечего. Подписываюсь под постами Винни, Мани, Пеппи и Аниты.
Поделиться232006-08-25 13:40:22
У Дмитриева в "Основы вокальной методики" приводятся очень подробные картинки, чего там делает гортань. Если кратко - у низких голосов гортань опускается (сознательно или автоматически, без разницы), а высоких - поднимается.
Поделиться242006-08-26 15:24:14
Хотите узнать мнение практика?
Тогда "слушайте"!
Сначала нужно понять МЕХАНИЗМ самого вокального аппарата, что происходит
от набора в лёгкие воздуха до возвращения звука в "слуховой аппарат".
ГЛАВНОЕ В ПЕНИИ НЕ МЕШАТЬ ЭТОМУ МЕХАНИЗМУ, ЗАЛОЖЕННОГО В НАС САМОЙ ПРИРОДОЙ!
Мой педагог говорил:" Я работаю с голосом, но к сожалению между мной и голосом стоит вокалист".
1. Носом или Ртом , не имеет значения, главное этот процесс должен быть бесшумным (с эстетической точки зрения). При этом должы быть расслаблены мышцы живота, чтобы диафрагма "провалилась" толкаемая лёгкими глубже!
Ещё, попробуйте попеть тарантеллу Россини или другое подвижное произведение, дыша только носом. Это возможно только в начале произведения или после больших проигрышей. Или в произведениях медленного характера и больше в камерной музыке такой как Рихард Штраус
"Die Nacht". Значит, как правильно было замечено ранее, надо ориентироваться по обстоятельствам.
2.Гортань, это тот орган, который натягивает связки, помогая интонировать звук выше-ниже. НА манер кулисы (по-моему это так называется выдвижная часть) у тромбона. Я бы назвал или сравнил гортань с самописцем, который пишет за мозгом получая от него импульсы. Главное у гортани должно быть свободное пространство в горле для этой работы, и она сама натянет связки для любой интонируемой вами ноты. ГЛАВНОЕ не делать искусственного зевка и не поднимать верхнее нёбо. Это при свободной глотке результат природный а не искусственно сделанный. Создавая специально зевок или поднимая верхнее нёбо вы создаёте "зажим" того места, где работает гортань.
Да при правильном пении создаётся ощущение " опущенной " т.е свободной гортани ( "проглоченной гортани"). Главное КАК ЭТОГО ДОБИТЬСЯ? ...Главное, делать ничего не надо, но это в другой раз, убегаю на репетицию. Извините.
003
Поделиться252006-08-26 15:37:09
НЕ может быть ощущение опущенной гортани у высоких голосов! Да если колоратура будет петь на опущенной гортани, то никогда у нее диапазона не будет. Когда тенора поют на опущенной гортани, это по началу может дать более "темный" звук, кого-то это привлекает, но кончается плохо- качкой на верху и заниженной интонацией 012 Опущенная гортань - только у средних и низких голосов. Вот был один достаточно известный педагог, парадокс - меццо, баритоны и басы у него были хорошие, а тенора и сопраны - никакие! так вот он учил "опущенно гортани" и. т. д.
Небо очень даже надо поднимать, если оно по природе не поднимается, такое бывает довольно часто. При этом, естественно, не надо делать лишнего усилия, не надо зажимать. Но если не поднимать небо - звук будет плоский и необъемный, крайнего верха не будет. А ощущение зевка полезно, но только иногда, и только меццо и басам ,реже баритонам.
А мягкий живот при дыхании - как же вы это дыхание удержите?!
Отредактировано Галя (2006-08-26 15:39:14)
Поделиться262006-08-26 16:05:54
А мягкий живот при дыхании - как же вы это дыхание удержите?!
Лично у меня от ощущения мягкого живота дыхание как раз увеличивается 001
Парадокс, но зажатый живот не дает свободно допеть фразу до конца.
Поделиться272006-08-26 16:18:57
В Екатеринбургской консе выходила преводная книга Джерома Хайнса "Великие певцы о вокальном искусстве". В ней прославленный баритон встречался с великими певцами XX века и задавал им одни и те же вопросы о ощущениях в пении ему отвечали Дж. Сазерленд, М. Френи, Ф. Корелли, Л. Паваротти, Б. Нилссон, Б. Силлс и другие. Так все они сходились на том что во время пении лучше не думать о гортани а больше думать о дыхании, т.к. мысль может перевести звук в область гортани, а это конец пения.
Поделиться282006-08-26 16:22:34
А мягкий живот при дыхании - как же вы это дыхание удержите?!
Лично у меня от ощущения мягкого живота дыхание как раз увеличивается 001
Парадокс, но зажатый живот не дает свободно допеть фразу до конца.
А мне на длинной фразе или на крайнем верху живот, который я держу крепко и немного постепенно выдвигая вперед (ну так, естественно, чтоб заметно не было 001 ) помогает сделать дыхание длиннее или удежать верхнюю ноту.
Неправильно зажимать живот, втягивая его в себя, судорожные движения делать - распространенная ошибка
Отредактировано Галя (2006-08-26 16:23:35)
Поделиться292006-08-27 23:30:57
НЕ может быть ощущение опущенной гортани у высоких голосов! Да если колоратура будет петь на опущенной гортани, то никогда у нее диапазона не будет. Когда тенора поют на опущенной гортани, это по началу может дать более "темный" звук, кого-то это привлекает, но кончается плохо- качкой на верху и заниженной интонацией 012 Опущенная гортань - только у средних и низких голосов. Вот был один достаточно известный педагог, парадокс - меццо, баритоны и басы у него были хорошие, а тенора и сопраны - никакие! так вот он учил "опущенно гортани" и. т. д.
Небо очень даже надо поднимать, если оно по природе не поднимается, такое бывает довольно часто. При этом, естественно, не надо делать лишнего усилия, не надо зажимать. Но если не поднимать небо - звук будет плоский и необъемный, крайнего верха не будет. А ощущение зевка полезно, но только иногда, и только меццо и басам ,реже баритонам.
А мягкий живот при дыхании - как же вы это дыхание удержите?!
Добрый вечер всем!
Так вот продолжим насчёт гортани.
1е Опущенная гортань в моём тексте стояло в... скобках. Я подразумевал под "опущенной гортанью " не задранную гортань Т.Е. не зажатую гортань в свободной глотке, которая, правильно не отвлекает во время пения, её как бы "не существует". Ведь в идеале работа связок это не удержание огоромного потока выдыха, а как бы "трепыхание на ветру". ВЫ никогда не слышали, как поёт арфа всеми струнами (на открытом воздухе) при порывах ветра. Чем сильнее ветер , тем громче поёт арфа, это по природе своей похоже на голосовой аппарат.
2е не задумывались ли Вы почему существуют у "певцов" так называемые "переходные " ( КУДА ПЕРЕХОДЯЩИЕ????) ноты. А у Певцов , которых мы можем пересчитать по пальцам, мы об их сущесвовании даже не подозреваем. Просто ровный дипазон от и до... (без потолка). Позволю себе вернуться к сравнению работы гортани с кулисой у тромбона Музыкант при ходе на верх, выдвигает её всё дальше и дальше, но на определённой верхней (как бы крайней ноте) в этого дипазона, он для продолжения игры в следующей верхней октаве губы прижимает более сильно и ВОЗВРАЩАЕТ кулису в исходное положение. Принцип работы гортани такой же. Её крайнее верхнее положение на "пределе" и не удобно для певца. Это и называется "переходная нота". Надо "расслабить" (или как говорят "пропустить" эту напряжёнку), тоесть дать ей вернуться в исходное более расслабленное положение для пения в более высоком диапазоне .Попробуйте обьяснить это более просто чем я, Чтобы вас понял ученик! Я не закончил........!
Отвлекаюсь на "мягкий живот" во время пения 3е:
ДА он становиться более твёрдым и подтягивается, НО только к КОНЦУ ДЛИННОЙ фразы, потому что я облокачиваюсь (именно ОБЛОКАЧИВАЮСЬ) на него, как на воздушную подушку, а живот, т.е мышцы живота сами знают когда подтянуться без нашей задачи давить снизу вверх, создавая тем самым ненужное утрированное подсвязочное давление. И здесь же даю совет начинающим певцам - контроль дыхания мышцами живота не приводит к нужному свободному пению. Очень простой пример, возьмите и надуйте воздушный шарик, а теперь попробуйте удержать этот надутый обьём за стенки, что?... Улетел? Тогда ещё раз надуем и.... правильно, только в том месте через которое надували мы можем удерживать, выпуская воздух как нам захочется, растягивая и наслаждаясь тем писком который мы извлекаем из шарика и которым раздражаем большинство окружающих!
Разве не похоже на природу надутых лёгких и связок, на которых рождается звук и чистые гласные ( во рту мы создаём ФОРМУ гласной и согласные которые так и пытаются остановить дыхание )!
Попробуйте обьяснить проще.
Это ещё не всё!
:yahoo:
Поделиться302006-08-27 23:37:18
живот, который я держу крепко и немного постепенно выдвигая вперед (ну так, естественно, чтоб заметно не было 001 )
как это Вам удается? Вот я что ни делаю, а живот все равно многие замечают... 019
вот когда Фальстафа пел, то мне еще дополнительный привязывали... Как-то вышел на оркестровую без привязанного... говорю, мол, извините, я сегодня без живота попою... Так оркестр долго не мог начать от смеху... 021
Отредактировано Winnie Pooh (2006-08-27 23:39:29)