Бывают же веризматики... (сиречь, любители искать в некоторых вещах то, что в них изначально не заложено)...
Давайте признаем для начала, что у каждого композитора свой стиль, претерпевающий естественное (или не очень) развитие. Россини, скажем, "Телля" не очень похож на Россини "Альмавивы" или "Армиды". О послетеллевском Россини я вообще молчу. Беллини "Нормы" и "Пуритан" - почти два разных композитора. Доницетти отказать в эволюции и разносторонности (при его громадном творческом наследии и разнообразии жанров, в которых он творил) было бы откровенным искажением действительности. Посему очень многие произведения этих композиторов суть вещи переходного периода (или даже переходных периодов), в которых отдельные черты раннего стиля/мышления/эпохи сочетаются с чертами позднейшего стиля, и это всё проходит под ярлыком "бельканто". Колоратур у Доницетти, и, в особенности, Беллини гораздо меньше, чем у Россини - оне у них остаются почти исключительно в женских партиях, а в мужских партиях, да и в женских, начинает преобладать кантилена ("canto spianato" в противоположность "canto fiorito").
Так и у Верди.
Почему-то среди любителей веризма принято считать, что стильное бельканто исключает чувства. На самом деле это не так: всё зависит от конкретного произведения и исполнения. Во-первых, некоторые певцы-белькантисты в плане "чуйств" дадут фору многим певцам-веристам. ДЛя меня наилучшим примером такого белькантиста является Силлз (от некоторых её исполнений лично у меня крышу сносит), но и многие другие белькантисты поют очень и очень эмоционально.
Кроме того, психология итальянского классицизма и, которому ещё очень многим обязан тот же Россини, и раннего романтизма ещё очень многое унаследовала от барочной психологии аффектов (как раз равенство "одна ария" - "одно чувство"), и от барочного символизма, сиречь кодификации аффектов, когда определённые чувства, явления и понятия выражались в музыке вполне определёнными формами и символами - фигурациями, интервалами, ходами, инструментовкой и т. д. и т. п., и слушателям этот язык был понятен.
Потом, в девятнадцатом веке, при сохранении азов этого музыкального символизма систему развезли на составные части различные композиторы, т. е., каждый повадился выражать чуйства и т. д. и т. п. индивидуальным языком, да и психология приобрела ярко выраженные личностные черты. Способность же исполнителей "расшифрровывать" и доносить, а слушателей - понимать язык, которым выражались предыдущие композиторские поколения, постепенно утратилась. Поэтому колоратуры и стали восприниматься лишь как ненужные украшения, отвлекающие от сути, в то время как на самом деле они очень часто самую суть и выражают. Отсюда и кюпюры, и прочая и прочая...
Dixi, sed servo mihi adiectionis optionem.
¡Hasta las noches!
Отредактировано Огненный ангел (2007-05-22 17:26:06)