Между прочим, были еще и наброски первой части симфонии под названием «Жизнь» (тоже в ми-бемоль-мажоре), которую Чайковский задумал еще в 1890… Получается, что уже будет 8 симфоний, если и это кто-нибудь исполнит?
Чуть-чуть не успели: на прошлой неделе в КЗЧ исполнялась:
МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА
Концертный Зал им. П.И. Чайковского
Ассоциация лауреатов Международного конкурса им. П.И. Чайковского Государственный Дом-музей П.И.Чайковского, Фонд им. П.И. Чайковского
ПРЕДСТАВЛЯЮТ:
ПЕРВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ
НЕЗАВЕРШЕННОЙ СИМФОНИИ П.И.ЧАЙКОВСКОГО
«ЖИЗНЬ»
166-летие со дня рождения П. И. Чайковского
(25 апреля (7 мая) 1840г. – 25 октября (6 ноября) 1893г.)
В честь 166-летней годовщины со дня рождения П.И.Чайковского Фонд им. П.И.Чайковского и Государственный Дом-музей П.И.Чайковского проводят концерт, в котором впервые в Москве прозвучит незавершенная симфония П.И.Чайковского «Жизнь» (Es-dur).
В работе над воссозданием симфонии принимали участие профессора и научные сотрудники (г. Клин)Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Дома-музея П.И. Чайковского.
Симфония будет исполнена «Русским симфоническим оркестром» Фонда им. П.И.Чайковского. Дирижер – Василий Синайский
Государственный Дом-музей П.И.Чайковского и Московская государственная консерватория постоянно занимаются исследованием и изучением музыкального наследия П.И.Чайковского. Представляемое произведение – симфония, которую композитор писал в период с 1889 по 1892 годы после премьеры Пятой симфонии в 1888 году и до начала работы над Шестой (Патетической) симфонией, премьера которой состоялась в 1893 году. В записях с программными пояснениями, которые оставил П.И.Чайковский, данная симфония носит название «Жизнь» (Es-dur).
Ассоциация лауреатов международного конкурса им. П.И. Чайковского, Фонд им. П.И. Чайковского, совместно с Государственным Домом-музеем П.И.Чайковского, придерживаясь оригинала, оставленного композитором, на основании всех существующих записей и эскизов, восстановили незавершенную трехчастную симфонию «Жизнь». Автором редакции и оркестровки является композитор П. Климов.
Симфония «Жизнь» ( Es - dur )
Жизнь и творчество П. И. Чайковского исследованы и описаны в самых разнообразных работах: мемуарных, литературных, музыковедческих, архивных... Однако, стремление постичь внутренний мир художника, его творчество, как гениальное явление искусства, заставляют новые поколения вновь и вновь обращаться к творчеству великого композитора.
Особый интерес представляют произведения, которые П. И. Чайковский по тем или иным причинам не смог закончить. В этой связи важным является анализ всех факторов – исторических, психологических, биографических, которые оказывают огромное влияние не только на содержание произведений, но и на поступки гениев, тайну которых никому не дано разгадать, а дано лишь только приблизиться к ней.
Особое место среди неоконченных произведений П. И. Чайковского занимает симфония «Жизнь». Именно так он называет эту симфонию в разнообразных архивных материалах. Впервые тему судьбы и жизни П. И. Чайковский обозначил в письме к К. К. Романову в 1889: «Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая как бы была завершением моей сочинительской карьеры... Надеюсь не умереть, не исполнив, этого намерения». В 1890 году П. И. Чайковский пишет А. Глазунову: «переживаю очень загадочную стадию на пути к могиле». В это же время произошел разрыв с его «ангелом-хранителем» Надеждой Филаретовной фон Мекк. Появление замысла написать симфонию с названием «Жизнь» совпало с периодом сложных душевных переживаний у Чайковского и совершенно точно соответствует душевному состоянию и творческому замыслу композитора. Была определена и тональность симфонии – Es - dur . Первые эскизы симфонии появляются в 1891 г. и относятся ко времени путешествия Чайковского в Америку. А перед самой поездкой, в Париже, Пётр Ильич оставил в своей записной книжке следующие записи: “Дальнейшее суть скиццы к симфон< ии> Ж и з н ь! Первая часть- все порыв, уверенность, жажда деятельности. Должна быть краткая ( финал с м е р т ь - результат разрушения)(2 часть любовь; 3 разочарование; 4 кончается замиранием (тоже краткая)”; “Жизнь. 1) Юность”; “II) препятствия! Вздор!”; “ С o d a. В п е р е д ! вперед!”. В мае 1892 года композитор официально объявил о своей работе над симфонией «Жизнь» в тональности Es-dur. Закончить эскизы он намеревался в августе того же года, а инструментировать симфонию к декабрю 1892 г., но работа так и осталась незавершенной.
В дальнейшем П. И. Чайковский неоднократно говорит о своем страстном желании закончить свой замысел. В своем письме Э. Ф. Направнику в мае 1892 г. он пишет, что «сочинил вчерне две части симфонии» (1 часть и финал). Завершить же симфонию Петр Ильич предполагал сначала в июле-августе 1892 г. в Клину, хотя хорошо известно также, что именно в это время он был очень занят корректурами и переложениями своих оперы и балета («Иоланта» и «Щелкунчик»).
Активная работа над симфонией «Жизнь» продолжается в течение всего 1892 г. В августе 1892 г. П. И. Чайковский пишет: «У меня будет новая симфония, которую в скиццах я уже почти написал .» О предстоящей инструментовке и исполнении симфонии композитор сообщает И. И. Слатину (7 октября 1892 г.), а затем 12 октября из Клина пишет своему брату и биографу Модесту: «Теперь сижу над симфонией. Скоро ее окончу вчерне».
23 октября П. И. Чайковский написал: «Кончил ее вчерне и теперь начал инструментовку.. В декабре мечтаю доинструментовать симфонию». 26 октября (день отъезда в Петербург) была оркестрована первая часть (до репризы).
Все это говорит о том, что композитор был уверен, что закончит симфонию, однако, в декабре в письме В. Л. Давыдову Чайковский пишет: «Решил выбросить ее и забыть». Чайковский пишет после своего отказа продолжить работу над симфонией: «...Не следует ли из этого, что я вообще выдохся, иссяк? Что же мне остается делать? Махнуть рукой и забыть о сочинительстве? Очень трудно решиться ».
Итак, в 1892 г. Петр Ильич окончательно отказывается от практически завершенной симфонии «Жизнь», а в 1893 году пишет свою последнюю 6-ю симфонию. Она стала пророческой. В ней Чайковский не только прощался с уходящей жизнью, но и с огромной драматической силой показал гибель творческого сознания. Но, возможно, именно с этим не хотел и не мог смириться композитор, когда в 1892 году в октябре реально обозначился завершающий этап работы над симфонией «Жизнь». Ведь всего через год, 9 октября 1893 г. Чайковский выехал в Петербург, чтобы дирижировать 6 симфонию а 25 октября (6 ноября) 1893 Петр Ильич ушел из жизни.
Вне сомнения, интерес к незавершенной симфонии «Жизнь» никогда не исчезнет. Впервые Б. Агафонников выдвинул идею о ее реставрации, хотя сам и не смог ее осуществить. С. И. Танеев инструментовал 2 и 3 части в виде Andante и Finale для третьего фортепианного концерта.
В 1957 году С. Богатырев сделал реставрацию симфонии Es - dur как четырехчастного цикла. При этом он использовал для третьей части эскизы пьесы «Скерцо-фантазии», хотя никаких сведений, что эти эскизы предназначались для симфонии «Жизнь» не обнаружены.
В книге «Жизнь П. И. Чайковского» М. И. Чайковский пишет, что сохранились эскизы первой части, Andante и Finale . Принято считать симфонию Es - dur трехчастной.
Новая реконструкция симфонии «Жизнь» сделана как трехчастное произведение на основе всех имеющихся материалов, написанных П. И. Чайковским, а также с учетом работ, которые сделали С. И. Танеев и С. Богатырев.
Прошло около 50 лет со времени первой попытки воссоздать симфонию Es - dur . В наше время возникает новый интерес и новый взгляд на незавершенную симфонию «Жизнь» П.И.Чайковского. Конечно, никто и никогда не напишет музыку так, как чувствовал и писал ее Петр Ильич, однако мы уверены, что пройдет время и вновь появятся инициативы по воссозданию незаконченных произведений П. И. Чайковского. Настоящая редакция, сделанная композитором П. Климовым, не только максимально близка текстам, оставленным П.И. Чайковским, но и, по нашему убеждению, наиболее полно отвечает духу музыкального наследия великого русского композитора.