КОММЕРСАНТ Ъ
№ 173 (№ 3257) от 15.09.2005, ЧТ
Партия для среднего голоса
// конкурс вокал
В Петербурге завершился IV Конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. Общий средний уровень гала-концерта в Большом зале филармонии ВЛАДИМИРУ Ъ-РАННЕВУ помогли пережить достоинства первых лауреатов.
После гала-концерта я побрел за сцену, где подслушал кулуарное признание самого именитого члена международного жюри, испанской певицы Тересы Бергансы: "К сожалению, общий уровень конкурсантов – средненький". Это не упрек в адрес российской примы. Для своего конкурса госпожа Образцова сделала многое: собрала блестящее жюри, пригласила слушать конкурсантов крупных оперных менеджеров, заручилась поддержкой массы спонсоров. Не хватило в этом предприятии только одного – хора отборных молодых голосов.
Чуть более года назад Валерий Гергиев на одной пресс-конференции недоумевал: "Мы ждем, мы ищем голоса, но где она, талантливая молодежь?" Для того, по словам худрука Мариинки, они и создали при театре Академию молодых певцов, собственную голосовую кузницу. Елене же Образцовой, чей конкурс благородно отмежевался от системы предварительных прослушиваний (как потенциального очага фаворитизма) приходится выслушивать со сцены такое разнообразие сладко- и визгоголосия, что означенный "средненький уровень" предполагает как беспомощную халтуру одних конкурсантов, так и блестящие качества других. Словом, хотя хор не сложился, выручили солисты.
В первую очередь – это Оксана Крамарева с Украины. Первая премия досталась ей по праву и без колебаний. Уже на первом туре она спела арию Аиды с такой легкостью, что в ее победе почти никто не сомневался. Ее большой выразительный голос и бисерная техника обещают юной конкурсантке блестящую карьеру. И в целом жюри распорядилось с премиальным фондом корректно и профессионально. Немотивированных взлетов и провалов в списке победителей не наблюдалось. Некоторые упреки высказывались по адресу "слишком камерного, недостаточно широкого тенора" австралийца Эндрю Гудвина, получившего вторую премию. Но он с легкостью парирует этот скепсис своим артистическим изяществом и тонкой работой с интонационными оттенками. Общая музыкальная образованность, не самое распространенное качество среди вокалистов, облагораживает "слишком камерное" пение статного красавца-австралийца изысканным аристократизмом. Приятно слушать и смотреть.
Всеобщим любимчиком оказался Абдумалик Абдукаюмов (Узбекистан), получивший кроме третьего места массу спонсорских наград, включая концертный контракт во Франции. Эти его премиальные "надбавки" выглядят даже убедительнее, чем победа Алексея Маркова (Россия), чьи основные достоинства – виртуозная техника и специфический тембр голоса – пока оценят скорее специалисты в вокальном деле, нежели широкий круг оперных меломанов. Но его голос и впрямь редкий дар, и хороший ответ маэстро Гергиеву на его "мы ждем, мы ищем". А некоторая артистическая скованность и шаблонность – преодолимая с опытом беда. Послужит ли образцовский конкурс для него, как, впрочем, и для других участников, карьерным трамплином, покажут афиши оперных театров в ближайших сезонах.