Зато сцена аутодафе (точнее, шоу, которое из нее сделали) меня здорово разозлила. Разозлила тем, что совершенно выпадает из общей концепции, нарушает то самое стилистическое единство, за которое я люблю французскую Карлу и вообще первые редакции переделанных впоследствии опер. И особенно мешали комментарии журналистки, прямо под музыку! 016
В остальном - даже интересно, но... видно, что Конвичный - не оперный режиссер. Ну как можно заставлять певцов ползать, кувыркаться, кататься по сцене и при этом еще и петь! А потом некоторые жалуются, что их не слышно. 005 Зачем, спрашивается, Родриго и Карлосу петь клятву, ползая друг за другом на четвереньках?
Были и забавные моменты, хотя не очень подходящие для такой серьезной оперы. Например, Эболи, захватившая очки полуслепого Родриго, и это во время терцета в саду! Или та же Эболи, бегающая вокруг инквизитора, который поет дуэт с Филиппом, стоя на ее платье. 007
В общем, я лишний раз убедился, что оперу надо ставить традиционно.
Роман, по поводу комментариев журналистки поверх музыки - уверяю Вас, если бы Вы сидели в зале, то никаких комментариев и не слышали бы, а преспокойненько слушали бы себе музыку, так как журналистка, как Вы видели, болталась не на сцене, а где-то в интерьерах театра, а то, что происходит в этих интерьерах, транслируется на большом экране на заднике сцены. Я первый раз увидел эту постановку тоже в гамбургском варианте, показывали не телемонтаж, как здесь, а просто картинку того, что происходит на сцене.
Насчет нарушения стилистического единства в сцене аутодафе. Сжигать людей на кострах неизвестно за что - это очень, ОЧЕНЬ плохо 015 . Преступить все мыслимые нормы всех времен и покуситься на теракт в адрес презид..., тьфу, короля, да еще и собственного папеньки, да еще во время церемонии инаугурац... млин, коронации, транслирующейся на весь мир, - тоже нехорошо . И посему вся эта сцена просто обязана быть шоком и способствовать резкому выбросу адреналина в кровь зрителя/слушателя. Чего, собственно, Конвичный и добивался. И омерзительная "приглашенная звезда зарубежной эстрады", призванная отработать свой гонорарчик и несмотря ни на что взлабнуть (правда, это слово обычно к вокалистам не относят, но в данном случае то что надо) модную песенку ("Голос с неба") - просто здорово! Во всяком случае для меня. Тем более что этот голос с неба у Верди и так притянут за уши и до ужаса лицемерен, я его никогда не любил.
По поводу того, что Конвичный неоперный режиссер. Во всех оперных постановках, которые мне нравятся, никто из певцов не стоит столбом, везде много движения и к пластике певцов предъявляются нехилые требования. Но ведь делают же! И хорошо получается! Причем это не только конвичные постановки, но и, скажем, Джанкарло дель Монако. А именно у Конвичного, я Вас уверяю, например, на "Летучем голландцые" в БТ преспокойненько все пели, несмотря на сложные мизансцены, которые режиссер придумывал, и тучный Пастер за милую душу, и Науменко, вертя педали велотренажера во время своей арии, и ничего, один из лучших спектаклей получился в БТ, в том числе и по вокалу.
Зачем ставить героев на четвереньки? Карлос и Поза поют "клятву" не просто на четвереньках, а еще переваливаясь под музыку и поднимая руки, как неуклюжие медвежата молотят лапами. Да это же пластика младенцев, еще не научившихся ходить! Мягкая ирония режиссера над наивными детьми, «молокососами», чуть не с младенчества мечтающими о том, как они создадут на земле золотой век. Потому что ведь Карлос и Родриго друзья с раннего детства:
Как двое братьев, вместе мы росли,
Когда страдал я от того, что вечно
Ты затмевал меня, и наконец
Тебя любить решился безгранично,
С тобой равняться смелость потеряв,
Тогда я верной братскою любовью
И нежностями стал тебя терзать…
(я прошу прощения, цитирую по памяти, поэтому могут быть ляпы).
Помните, перед этим, когда они только встречаются, они оба дурачатся, играют в этикетный церемониал, кланяются друг другу, а потом обнимаются и смеются? Еще у Шиллера Родриго говорит что он краснеет при воспоминании о своих ребячествах, когда он веселился с детьми простого звания, а перед Карлосом преклонял колени. И оттуда же, из детства, придуманный Конвичным их жест-«пароль» - выдвинутый вперед кулак. Так держат меч или тяжелую чашу-кубок на ножке, или дают клятву (вот, например, античная скульптура Гармодия и Аристогитона, тираноубийц, там один из героев точно так же держит руку).
А трюк с очками... Сам по себе страшноватый образ полуослепшего человека, утратившего опору, почву под ногами, потерявшего ощущение реальности происходящего вокруг. Да еще, вдобавок, у Родриго в трио в саду почти на протяжении всей сцены (за исключением самых первых и самых последних реплик) такая «стелющаяся», тоскливая, ползучая партия, в отличие от отрывистой, резкой Эболи и пронзительного, отчаянного Карлоса. Как раз пример того самого случая, когда «сюжет», придуманный режиссером, вполне оправдан самой музыкой. Хотя, конечно, эти очки могут тоже раздражать. Если не знать того простого факта, что, вообще-то, очки практически в том же виде, в каком они существуют сейчас, встречаются уже на средневековых фресках и живописных портретах Ренессанса, и, в принципе, «реальный» Родриго мог быть «очкариком». Особенно если вспомнить, какой смысл вкладывают в это слово, когда, например, обзываются. То есть «интеллигент» (в плохом смысле, как вялая беспомощная рохля), зануда, чистоплюй, белоручка и т. п.
Отредактировано Sydney (2005-09-26 21:23:27)